|

Гусейнгулу Сарабский- великий Меджнун азербайджанской оперы

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

sarabskiyВ 1891 году 12-летний Гусейнгулу впервые увидел театральное представление – любительскую постановку «Хан Сарабский», по мотивам пьесы Мирзы Фатали Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства». С того времени мальчик буквально заворожен театром, его неуклонно тянет к сцене, он не мыслит себя вне искусства.

Событие, сыгравшее выдающуюся роль в развитии не только культуры азербайджанского народа, но и всего мусульманского Востока, произошло в Баку 12 января 1908 года. Речь идет об опере Узеира Гаджибейли «Лейли и Меджнун».

Билеты на спектакль были распроданы задолго до премьеры. Улица перед театром была заполнена любителями театра, многие из которых приехали из других азербайджанских городов.

Буря аплодисментов, одобрительный гул и возгласы сопровождали всю оперу, вылившись к ее финалу в овацию. По словам очевидцев, Баку еще не видел такого необычного зрелища. На сцену вызывали всех создателей спектакля, заполнившие галерку тагиевского театра гимназисты и учащиеся реального училища выкрикивали имена его создателей. На сцене, широко улыбаясь, стояли творцы этого необычного для того времени для Востока действа: композитор Узеир Гаджибейли, режиссер-постановщик оперы Гусейнбала Араблинский и исполнитель роли Меджнуна Гусейнгулу Сарабский. Это был их триумф.

По-разному сложились судьбы этих трех великих азербайджанцев. Сегодня я расскажу вам о первом и самом лучшем исполнителе роли Меджнуна, корифее азербайджанской сцены Гусейнгулу Сарабском…

Будущий известный азербайджанский театральный деятель, актер, режиссер, педагог, один из основоположников национального оперного актерского мастерства Гусейнгулу Мелик оглу Сарабский (Рзаев) родился 20 марта 1879 года в Баку.

Семья его была бедной, и детство, юность и молодость Гусейнгулу прошли в трудностях. Смолоду он не чурался самой тяжелой работы для того, чтобы обеспечить себе пропитание и помочь семье. Юный Гусейнгулу зарабатывал себе на жизнь работой в кузнице и на камнетёсе. Но изнурительный труд не смог выбить у юноши его природную любознательность и тягу к просвещению. Он пользовался любой выпавшей возможностью, чтобы восполнить свои знания. Гусейнгулу, несмотря на усталость после тяжелой работы, стал активно посещать бесплатные курсы русского языка для бедных, спонсированные нефтяным миллионером-меценатом Зейналабдином Тагиевым.

Особенное место в жизни юного каменотеса занимало искусство. В 1891 году 12-летний Гусейнгулу впервые увидел театральное представление – постановку азербайджанских актеров-любителей под названием «Хан Сарабский», по мотивам пьесы Мирзы Фатали Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства». Впечатленный спектаклем мальчик впоследствии выберет себе сценический псевдоним «Сарабский». С того времени он буквально заворожен театром, его неуклонно тянет к сцене, он не мыслит себя вне искусства.

Любовь к музыке, стремление к исполнению песен зародилось у Гусейнгулу с детских лет. Он с самых малых лет был увлечен мугамом и в будущем он стал одним из блестящих его исполнителей. Часто Сарабского, у которого был очень красивый голос, приглашали в качестве исполнителя народных песен на религиозные мероприятия.

Первым сценическим опытом Сарабского явилась роль Расула в постановке пьесы Наримана Нариманова «Шамдан-бек». Впоследствии он играл в ряде спектаклей по мотивам произведений азербайджанских и европейских авторов, но его творческий талант был особо оценен после его роли в «Альманзоре» Гейне.

Сарабский постепенно становился известным среди творческих кругов Баку. Великий композитор Узеир Гаджибейли, услышав его прекрасное исполнение мугама «Хиджаз-и араби», особо отметил талант Сарабского, после чего безоговорочно выбрал его на главную роль на премьере своей оперы «Лейли и Меджнун».

Над этой оперой братья Гаджибейли начали работать в 1907 году в бакинской гостинице «Исламиййе». В основу текста «Лейли и Меджнун» были положены лирические отрывки одноименной поэмы Магомеда Физули, одновременно добавлялись и собственные сочинения. Для различных вокальных номеров, например для исполнения отца Меджнуна, выбирались мелодии мугамов «Раст» и «Чахаргях», а для Меджнуна — «Шикестейи-фарс», «Баяты-шираз», «Сегях» и других. Узеир-бек перекладывал на ноты отрывки народных песен и музыку собственного сочинения, создавая таким путем благодатную полифоническую ниву для хоровых выступлений. В одноголосой азербайджанской, и в целом восточной, музыке полифонию, то есть многоголосие, применил именно Узеир-бек.

Опера «Лейли и Меджнун» завоевала огромную популярность и успех. Это объяснялось тем, что Азербайджан с нетерпением ждал  постановки национальной оперы на родной театральной сцене. А в «Лейли и Меджнуне» сочетались подлинная народная музыка и знаменитый классический сюжет. В успехе оперы также неоценимую роль сыграли артисты, особенно исполнитель партии Меджнуна Гусейнгулу Сарабский.

Роль Меджнуна принесла Сарабскому такой успех, что в последующие 30 лет он исполнил ее около 400 раз. В этой роли он выступал в еженедельных постановках в Баку и на гастролях в Тифлисе, Елизаветполе, Эривани, Владикавказе, Тебризе, Реште и Тегеране.

В дальнейшем Сарабский исполнял главные партии в операх «Шах Исмаил» Муслима Магомаева, «Ашиг Гариб» Зульфугара Гаджибекова и таких опереттах Узеира Гаджибейли, как «О олмасын, бу олсун» («Не та, так эта»), «Аршин мал алан».

С 1910 года Сарабский занимается режиссурой. Он ставит такие пьесы, как «Рустам и Зохраб» (1910 год), «Муж и жена» (1910 год), «Аршин мал алан» (1913 год) Узеира Гаджибейли, «Мертвецы» (1916 год) Джалила Мамедгулузаде и другие. Он также пишет несколько пьес («Невежество», «Кто ищет, тот найдет», «Что посеешь, то и пожнешь») и песен («Муган», «Даглар»).

В 1923-1926 годах Сарабский основал театральную труппу в Шемахе и драматический театр в Агдаме. В 1936-1937 годах Сарабский написал книгу «Старый Баку», где, наряду с исторической и этнографической информацией, рассказал о богатых музыкальных традициях города. В 1940-1942 годах Сарабский преподавал оперу и мугам в Азербайджанской государственной консерватории. Его ученицами являлись такие известные певицы, как народные артисты Сара Гадимова и Шовкет Алекперова.

Он никогда не забывал своего прошлого, ту нужду, в которой он жил. Став знаменитым народным артистом, он никогда не отказывал в помощи тем, кто в ней нуждался. Сарабский был великим артистом и добрейшим человеком, которым восторгался и любил весь Азербайджан.

Этот человек очень многое сделал для развития азербайджанской сцены и был полон творческих замыслов. Но коварно подкравшаяся болезнь лишила Сарабского этой возможности. Предчувствуя свой скорый конец, он пожелал увидеться с оперной певицей Агигат Рзаевой, с которой провел на сцене 15 лет, и попросил ее исполнить арию из оперы «Лейли и Меджнун». Когда полились чарующие звуки, на лице у великого артиста появилось умиротворение, он улыбнулся. Может, именно в этот момент он вспомнил события 12 января 1908 года, Тагиевский театр, себя в одеянии Меджнуна, стоящего на сцене, восторженные и нескончаемые овации и много, много цветов…

16 февраля 1945 года Гусейнгулу Сарабский, великий Меджнун азербайджанской сцены, покинул этот мир.

Sputnik Азербайджан http://ru.sputnik.az/columnists/20160324/404272886.html#ixzz44SVrclsy

Leave a Reply