|

Философия красоты

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

devuskaЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Все люди хотят быть красивыми, здоровыми, уверенными в себе, жизнерадостными и счастливыми.  Однако красота это не только то, что радует глаз, ухо или обоняние.  Часто, красота — это совершенство. Хорошие стихи, мастерски написанная музыка, блестящая научная теория, талантливые художественные полотна, как правило, прекрасны. Их восприятие доставляет людям наслаждение. Очень хороший ход в шахматах, удачный пас в футболе тоже называют «красивыми».   Когда ученому удается успешно и эффективно доказать свою теорию, коллеги говорят ему: «Красиво сформулировано!».

 

Чистота, красота и  элегантность считаются проявлениями общей культуры, в то время как неопрятность, внешняя и внутренняя непривлекательность человека свидетельствуют о его неуважении не только к себе, но и к людям, в обществе которых этот человек находится. Ведь неопрятный человек отлично знает, что его запущенный внешний вид может испортить настроение многим окружающим людям. Как правило, такой человек думает про себя: «Какое мне  дело до других? Их настроение — это их проблема». Это ли не проявление эгоизма?

 

Поэтому, стремление  каждого отдельного человека к внутренней и внешней гармонии, чистоте и красоте, это не только сугубо его личное дело, но и, в известной мере, дань его уважения к окружающим людям и исполнение долга перед обществом.

 

Философия красоты и высокие эстетические идеалы составляли суть древней Восточной цивилизации. С самых древних времен живущие здесь люди заботились о своей внешности,  изготавливали красивую одежду, утварь и косметику.  В III  тыс. до н.э. в Южном Азербайджане и Северном Иране жил воинственный народ кутиев, покоривший Вавилон и всю Месопотамию [1]. Бронзовая скульптура кутийского царя, найденная во время археологических раскопок в Междуречье, позволяет судить о том, как выглядел  правитель той далекой эпохи. Царь носит чалму и накладную плетеную бородку (парик). Собственная же борода и усы царя коротко подстрижены. Этот стиль соответствовал ближневосточной моде того времени, принятой в среде царей и знатных вельмож. Подобно вавилонянам, кутийские вожди умащали себя ароматными бальзамами и использовали такие благовония  как ладан, мирра, розовое масло, лавровое масло и т.д.

 

С большим изяществом одевалась знать Манны (IX до н.э.), и Мидии (VII-VI до н.э.) — древних государств на территории  Южного Азербайджана и Северного Ирана. Об этом свидетельствуют древние рисунки и барельефы, изображения на  сосудах и сообщения древнегреческих историков. Позже стиль и покрой одежды мидян, их благовония и прически были целиком  восприняты персами и другими соседними народами. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Страбон (ок. 63 до н.э. — 30 н.э.): «Царские облачения… перешли к персам от мидийцев. Что это верно, яснее всего видно на примере их одежды: тиара, китара, войлочная шапка, хитоны с рукавами и штаны — эта одежда удобна для ношения в таких [горных и сравнительно] холодных странах, как мидийские, но не подходит к южным местностям [наподобие Персии]… Мидийцы, однако, как говорят, являются [также] родоначальниками обычаев армян…” [2].

 

Как уже отмечалось выше, жители древнего Переднего Востока умели изготавливать ароматические составы (духи, лосьоны, бальзамы) из розового масла и других душистых растений.  В начале нашей эры, жители Северного Азербайджана (Кавказской Албании) собирали ароматические растения в специальные стеклянные сосуды и экспортировали их в Римскую Империю [3].

 

Известно, что Клеопатра из рода Птолемеев (греческая правительница Египта) считается одним из эталонов женской красоты. Но мало кто знает, что эта царица была связана родственными узами с древним Азербайджаном. В 34 гг. до н.э. Александр Гелиос, сын Марка Антония и Клеопатры, обручился с Иотапой, дочерью царя Атропатены — царства в Южном Азербайджане. [4] Таким образом, Клеопатра была свекровью атропатенской принцессы. Что до красоты Клеопатры, то её современники утверждали, что обаяния в ней было гораздо больше, чем внешней привлекательности.

 

Стремление к эстетическому идеалу не ограничивалось использованием красивой одежды и дорогих благовоний.  Считалось, что не только сам человек, но и все, что его окружает должно быть красивым.  В древней книге зороастрийцев «Авесте” (I тыс. до н.э.) содержится призыв к постоянному совершенствованию человеком самого себя и окружающего его мира. Праведный человек в течении всей своей жизни должен был возделывать и благоустраивать свой участок земли, украшать его зелеными насаждениями,  содержать в чистоте и порядке свой дом, строго следить за личной гигиеной. Неряшливость, запущенный внешний вид, пренебрежение нормами санитарии считались величайшим грехом. Всему красивому и чистому покровительствовал бог добра Ормузд, а всему уродливому и грязному — бог зла Ахриман [5].

 

Грязь, болезни, ржавчина, муть, плесень, зловоние, увядание, гниение, — все, что портит окружающий мир, дело рук Ахримана и его воинств. Поэтому, долг каждого человека заключался в том, чтобы преумножать вокруг себя красоту и преуменьшать дисгармонию. Тем самым, он вовлекался в борьбу с силами мирового зла.

 

Благовония и косметические средства были призваны не только усилить внешнюю привлекательность человека, но и использовались в религиозных целях.  Для достижения ритуальной чистоты древние зороастрийцы применяли ароматические масла и притирания из ладана, мирры, розмарина, иссопа, кассии, корицы, нарда и других растений.  Кипарис с его ароматной хвоей считался деревом пророка Заратуштры. Зороастрийцы опрыскивали свои дома отварами ароматных эфиромасличных растений. Они верили, что ароматные растения  очищают воздуха от болезнетворных частиц и отгоняют злых духов.

 

Тюрки (огузы и кипчаки), населявшие Центральную Азию и Азербайджан,  широко использовали пряные степные травы. Древнетюркская легенда гласит, что все ароматические растения были созданы Тенгри — Верховным Богом Голубого Неба.  Богиня цветов, трав и деревьев Оленг считалась его женой.  Каждый год в начале весны тюрки проводили пышные празднества в честь этой богини, во время которых они возжигали полынь и другие ароматические растения.

 

Согласно древнетюркской легенде, душа каждого ребенка вначале зарождается в цветке, и лишь затем переходит в чрево матери.  В одном из древних народных сказаний Азербайджана, эпический герой Горгуд (VII-XI вв.) говорит следующее: «Я возник из цветка, вышел из ребра отца, попал в чрево матери и родился от сероглазой девушки-дива (сказочное существо — Ф.А.)” [6].

 

Тюрки не только любовались красотой и наслаждались  ароматом полевых цветов, но и  лечили с их помощью раны и различные заболевания.  В древнем азербайджанском эпосе «Деде Коркут” (VII-XI вв.) в поэтической форме описана сцена лечения раненного юноши: «Сорок стройных дев побежали, горных цветов нарвали, с молоком матери смешали, к ранам юноши приложили… Врачевателям юношу поручили” [7].

 

Еще до прихода мусульманской религии культ красоты и гармонии составлял основу  культуры Ближнего и Переднего Востока. В конце VII века в Иране и Азербайджане распространилась религия Ислама, которая принесла с собой новую идеологию и эстетические взгляды. Положительное влияние Исламского единобожия было огромным, однако преемственность развития азербайджанской культуры не была нарушена.

 

Азербайджанцы, иранцы и народы Центральной Азии, восприняв религию, пришедшую из далекой Аравии, сохранили свой национальный характер, эстетические идеалы, старинные сказания, традиции и обычаи, включая древний Новруз Байрам с его красочными театрализованными представлениями, спортивными играми, костюмами, масками и гримом.  Мусульманское единобожие привнесло в национальную культуру новый духовный стержень и еще больше сцементировало её.

 

Как в древнем доисламском, так и на средневековом мусульманском Востоке, красота и гармония считались мерилами совершенства. Аристократия в лице феодальных владык — шахов, ханов, султанов, их придворных и наместников была основным потребителем, хранителем и спонсором эстетического идеала. Под красотой понималась не только внешняя привлекательность того или иного человека, но и умение красиво держать себя в обществе. Помимо таких наук как история, логика, математика, религия и право, юные представители знати обучались каллиграфическому письму, изящным манерам, умению со вкусом одеваться, соблюдать застольный этикет, правильно подбирать благовония и пользоваться парфюмерными изделиями.  При обучении мальчиков, немало времени отводилось также верховой езде и боевым искусствам.

 

Умение красиво говорить, слагать стихи и к месту цитировать классиков считалось основным преимуществом молодого аристократа. Например,  величайший поэт Востока Низами Гянджеви (1141-1203 гг.) описывает, как  юный принц Хосров обучался риторике и умению красиво выражать свои мысли:

 

И к мальчику призвал отец учителей,

Чтоб жизнь его была полезней и светлей.

 

Когда немало дней чредою миновало, —

Искусства каждого Хосров познал начало.

 

И речь подросшего всем стала дорога:

Как море рассыпать умел он жемчуга.

 

И всякий краснобай, чья речь ручьем бурлила,

Был должен спорить с ним, держа в руках мерило.

 

Низами «Хосров и Ширин”, перевод К.Липскерова [8].  

 

Высокая духовная культура формировалась при дворах правителей и знати. В областях, где во время войн истреблялась родовая аристократия, непременно забывались хорошие манеры, изысканный вкус, пропадала высокая мода, дорогие и качественные парфюмерные изделия, не писалось хороших поэм и картин, искусство скатывалось к ремеслу, переставали совершенствоваться певцы и музыканты. Аристократия была основным потребителем  дорогих, трудоемких, высокохудожественных произведений. Шахи, ханы и султаны покупали понравившиеся им благовония, предметы искусства и костюмы, заказывали поэмы и научные книги, не считаясь ни с какими расходами и не ожидая взамен никакой прибыли. Они держали при своих дворах и щедро вознаграждали талантливых поэтов и художников, не спеша создававших великолепные произведения для узкого круга очень праздных и очень богатых людей. Это позволяло высокому искусству существовать вне зависимости от конъюнктуры рынка. Феодальный абсолютизм был поистине «золотым веком” литературы,  музыки и изобразительного искусства.

 

«Красота, красота и еще раз красота!” — таков был основной девиз культуры древнего и средневекового  Востока. Она практически полностью зиждилась на эстетическом идеале.  Великий Мухаммед Физули (1502-1562 гг.) уверенно заявлял: «Весь мир, в мотылька превратившись, летит на свечу Красоты!” [9]. В данном случае, под «Красотой» поэт подразумевает духовную красоту Бога – творца прекрасного и гармоничного мира, в котором мы живем.

 

Обратим внимание на книжные миниатюры XIV-XVII вв., выполненные выдающимися    тебризскими художниками Кемаледдином Бехзадом, Султаном Мухаммедом и Садиг беком Афшаром — они представляют собой гимн красоте окружающего мира.   Мы видим на этих картинах прекрасных шахов и шахинь, окруженных галантными придворными и  привлекательными слугами. Равно прекрасны и изображенные здесь сказочные дворцы с великолепными садами, живописные уголки природы, населенные красивыми животными и растениями. Даже дивы (сказочные чудовища), изображенные на миниатюрах, обладают своеобразной свирепой привлекательностью.

 

Мир, изображенный на средневековых  миниатюрах Востока, это идеальный мир прекрасного.  Однако ошибочно полагать, что этот безмятежный мир был выдумкой и существовал лишь в произведениях древних миниатюристов.  Над созданием и  претворением в жизнь этого идеала трудились  тысячи архитекторов, садоводов, дизайнеров, парфюмеров, портных, ремесленников, поэтов, музыкантов и художников. Низами красочно описывает необыкновенную красоту шахского дворца, возведенного талантливым зодчим Симнаром:

 

Пятилетие трудился над постройкой он.

Был рукою златоперстой дивно возведен

 

Замок, башенки вздымавший к звездам и луне,

Сновиденьем возникавший в синей вышине…

 

Сотни тысяч живописцев, зодчих, мудрецов

Приходили, чтоб увидеть лучший из дворцов…

 

Низами Гянджеви «Семь красавиц”, пер. В.Державина [10].

 

Таким же гимном красоте является и древняя Восточная поэзия с ее жанрами «газель», «рубаи» и др. Недаром стихотворные сборники поэтов Востока часто назывались «Гюлистан” («Цветник Роз”) или «Бустан» («Сад»). Это не просто метафора. Каждая строчка  поэзии Низами, Хафиза, Саади, Хайяма, Хагани, Физули, Навои, Джами, Рудаки и других великих поэтов  мусульманского Востока буквально «благоухает” ароматом неповторимой красоты рифм, образов и сюжета. Например, Низами Гянджеви в следующих словах восхваляет красоту горной долины, покрытой цветущими лугами и лесом с благоухающими ароматическими растениями:

 

Тысячами ярких красок взоры луг пленял.

Ветер, полный благовоний, чувства опьянял.

 

Гиацинт петлей аркана брал гвоздику в плен.

Юной розы рот багряный прикусил ясмен (жасмин).  

 

И язык у аргавана (багрянника) отняла земля,

Амброю благоуханной там была земля…

 

Изумрудные предгорья в полукруг сошлись,

Лес в предгорьях — дуб индийский, кедр и кипарис…

 

Сквозь кустарники алоэ, смешанных с сандалом,

Ветер веял по долине и окрестным скалам…

 

Ничего нигде я краше в мире не видал.

Ликовал я и дивился, словно клад считал.

 

Низами «Семь красавиц”, перевод В.Державина [10].

 

Поэты и художники создавали очаровательные портреты женщин, через красоту которых, пытались показать красоту и гармонию всего Мироздания. Например, средневековые азербайджанские, иранские и среднеазиатские миниатюры украшены пленительными женскими образами шахских жен и дочерей, фрейлин и служанок.  Как правило,  женщины изображены в изящных нарядах и с открытыми лицами, без чадры.  Основные сюжеты картин: отдых или прогулка в саду, беседа с влюбленным, пикник на природе, любовные сцены. Иногда, на лицах женщин видны легкие следы косметики — румян, сурьмы или пудры.

 

Следуя древним национальным традициям, женщины многих  тюркских кланов и семей Азербайджана не носили чадры. Согласно Низами, кипчакские старейшины следующими словами ответили царю Искендеру, призвавшему их скрыть лица своих соплеменниц под чадрой:

 

Но лицо покрывать не показано женам

Ни обычаем нашим, ни нашим законом.

 

Пусть у вас есть покров для сокрытия лиц,

Мы глаза прикрываем покровом ресниц.

 

Коль взирать на лицо ты считаешь позором,

Обвинение шли не ланитам, а взорам.

 

Но прости — нам язык незатейливый дан —

Для чего ты глядишь на лицо и на стан?

 

Есть у наших невест неплохая защита:

Почивальня чужая для скромниц закрыта.

 

Не терзай наших женщин напрасной чадрой,

А глаза свое лучше пред ними закрой!    

 

Низами «Искендернаме”, перевод К.Липскерова [11].

 

Однако и мусульманки, носившие чадру, старались быть в не меньшей степени привлекательными, красиво одевались и ухаживали за своей внешностью. Женщины того времени пользовались различными ароматическими мазями и благовониями, такими как амбра, мускус, розовое масло, спермацет и многие другие. Волосы красили хной, басмой, отваром  скорлупы грецкого ореха и другими естественными красителями.  На Востоке существовали различные виды косметики. Например, одни ароматы предназначались  для маленьких девочек, другие — для молодых девушек, третьи — для женщин более зрелого возраста. Вновь обратимся к стихам великого Низами Гянджеви, прославляющего красоту женщины и сравнивающего её с пряным благоуханием ароматических растений:

 

Когда её ароматом неслышно ветер повеет,

Дыханьем животворным он сердце мое согреет…

 

Когда аромат любимой коснется лугов цветущих,

Воспрянут все базилики, все травы зазеленеют.

 

Появится горделиво венец на каждом жасмине,

Бутоны роз распустившись, восторженно заалеют.

 

Душа возродится в теле от пряного аромата,

С которым хотанский мускус соперничать не посмеет…

 

Низами «Газели”, перевод Н.Хатунцева [12].

 

В отличии от Низами, другой знаменитый поэт Молла Панах Вагиф (1717-1797 гг.) прославлял женскую красоту более простым и естественным слогом. Вагиф воспевал не «идеальных красавиц”, а вполне реальных земных женщин:

 

Красотка, чьи кудри, как перья, легки,

В своем цветнике собирает фиалки.

Пучок их приколот у края щеки,

И в каждой руке расцветают фиалки.  

 

Вагиф «Газели”, перевод В.Стрешневой [13].

 

В отличие от Низами, Вагиф писал свои произведения не на персидском, а на  родном азербайджанском языке. Его любовная лирика своей свежестью, простотой и непосредственностью чем-то напоминает творчество русского поэта С.Есенина.

 

Воспевая красоту женщин, восточные классики не забывали также восхищаться красотой окружающего мира в целом. Большинство из них были последователями восточного мистицизма (суфизма) и считали, что мир создан Богом в высшей степени прекрасным и гармоничным. Согласно суфизму, каждый человек — органическая частица Вселенной и воплощение высших Божественных сил. Осознав это, Человек становится сильным и прекрасным душой, приобщается к Богу. Для достижения духовной гармонии и слияния с  Богом, мистики использовали особые заклинания, мыслительные упражнения, танцы, пение, музыку и воскуряли ароматические травы.  Философ-суфий Шихабаддин Сухраварди (ум. 1191 г.) писал: «Знай, что лица занимающиеся упражнением духа… иногда используют нежную мелодию, благоухающий аромат… в результате чего у них появляется духовный свет, что в дальнейшем становится привычкой и утверждается” [14].

 

В конце десятого века группа шиитских философов под названием ихван ас-сафа («Братья чистоты”) разработала науку соответствий между музыкой и элементами природы, животным, растительным миром, неживой природой и цветом. Считалось, что музыкальные инструменты все равно, что лекарственные растения и душистые пряности. Тар сравнивали с целительным, ароматным шафраном, нагару — с гвоздикой или женьшенем, уд — с валерианой, ней — с мелиссой, зурну — с крепким кофе.

 

КРАСОТА И  ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

 

Что такое счастье? Каждый человек отвечает на этот вопрос по-своему. Одни видят счастье в богатстве, другие — в создании идеальной и дружной семьи; патриоты говорят: «счастье в служении отечеству”, трудоголики находят счастье в любимой работе и т.д. Существует бесчисленное множество других определений счастья. Старинная азербайджанская пословица гласит: «трое людей самые несчастные в мире: сильный, подчиненный слабому; умный, работающий под руководством глупого; и щедрый, принужденный просить у скупого». Воистину, счастье — категория субъективная и то, что вдохновляет одного, может оказаться скучным или крайне неприятным для другого. Тем не менее, всех счастливых людей объединяет одно — в тот момент, когда они счастливы, у них хорошее настроение. Счастливые люди смеются или улыбаются. Ну, в крайнем случае, плачут от счастья. Арабский писатель-юморист Абу Осман аль-Джахиз (775-868 гг.) отмечал отмечал в предисловии к своей книге анекдотов: «Смех есть первое благо, которое ощущает ребенок, благодаря смеху он чувствует себя хорошо. Смех способствует накоплению жира и увеличению количества крови, которая и составляет источник его силы и радости…  ” [15]. Следовательно, мы не ошибемся, если скажем, что счастье — это состояние крайнего удовлетворения и ликования человеческой души,  и чем чаще у человека бывает хорошее настроение, тем более счастливым он себя ощущает.

 

Что же необходимо для того, чтобы у нас почаще было хорошее настроение? Немалую роль здесь играет красота окружающей нас обстановки, наша собственная внешняя привлекательность,  и то, насколько гармоничен и красив наш духовный мир.

 

Одно из условий хорошего настроения заключается в том,  чтобы окружающие нас предметы, радовали наш глаз. Известно, что человек, живущий в грязной и убогой обстановке, часто впадает в депрессию. Напротив, красивый природный или городской пейзаж, чистая и аккуратная обстановка дома способствуют хорошему настроению. Кроме того, состояние духа человека напрямую связано с его собственным внешним видом, одеждой, прической, с тем, какую парфюмерию он использует.

 

Неряшливость и небрежность в одежде может свидетельствовать о пониженной самооценке человека, а иногда даже о нервных и психических заболеваниях. Люди, находящиеся в состоянии глубокой депрессии, обычно не обращают внимания на то, как они выглядят. Они подавлены и погружены в себя, могут приходить на работу нечесаными, неумытыми и плохо одетыми. Подобная болезненная погруженность в самого себя называется аутизмом. Напротив, люди в веселом, приподнятом настроении, обычно уделяют больше внимания своей внешности и стараются производить на окружающих хорошее впечатление.

 

С другой стороны, имеет место и обратная связь: внешний вид человека определяет его душевное состояние. Как правило, женщина, одетая в  модный и красивый костюм, чувствует себя на людях более сильной и уверенной, чем та же женщина, облаченная в лохмотья. То же самое можно сказать о прическе и парфюмерных изделиях: ухоженные волосы, лицо, приятный лосьон, одеколон или духи повышают самооценку и настроение человека. Женщина, сознающая, что она красива, всегда более весела и жизнерадостна, чем женщина, осознающая свою непривлекательность. То же самое можно сказать и о мужчинах. Поэтому, каждый человек, стремящийся к счастью и духовной гармонии, должен стремиться к чистоте и  гигиене, как своего тела, так и своего духа.

 

Женщины знают то, что аромат многих парфюмерных изделий напрямую влияет на душевное состояние человека. Например, некоторые запахи возбуждают (активизируют) человека; другие — успокаивают его; третьи — пробуждают романтические чувства, и т.д. Правильный подбор косметических средств может помочь женщине умело управлять своим настроением.

 

Что касается духовной красоты и внутренней гармонии человека, то и они играют первостепенную роль в достижении хорошего настроения. Искренность, доброта и любовь украшают человеческую душу. Напротив, злоба, черная зависть и ложь загрязняют и уродуют её.  «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело!” — таким был моральный кодекс древних азербайджанцев, иранцев и народов Центральной Азии,  сформулированный в  священной книге зороастрийцев  «Авесте” (I тыс. до н. э.). 

 

КРАСОТА И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

Красота — это не только внешняя и внутренняя привлекательность, но еще и здоровье. С самых древних времен  народы Востока лечились различными  ароматическими субстанциями: цветами, пряными травами, амброй, мускусом, сурьмой, тутией, хной, басмой и другими косметическими средствами.  Их также широко применяли с профилактической целью.

 

Недаром в средние века цирюльники (парикмахеры)   выполняли также обязанности врачей, а бани служили  одновременно  салоном красоты и лечебницей. В знаменитой иранской книге назиданий «Кабуснаме” (XI век) сказано: «С тех пор как зодчие стали возводить здания, они не создали ничего лучше чем баня” [16].

 

Обычный набор услуг в средневековой Восточной бане (хамам) включал в себя не только водные процедуры, но и оздоровительный массаж с применением ароматических масел. Для этого в бане существовал целый штат массажистов. Массаж  снимал общее физическое и психическое напряжение, улучшал кровообращение в организме. Кроме того, отдельные  ароматические масла применялись для лечения различных заболеваний. Например, мазь с чабрецом применялась против ревматизма, а мазь с добавкой хны или лука — против лишая.  При бане существовал цирюльник, который стриг, брил посетителей, а также накладывал на их волосы и бороду хну, басму и другие красители.

 

После купания и массажа, посетители бани могли отдохнуть и расслабиться в специальной комнате, где им подавали чай, ароматизированный душистыми растениями: мятой, чабрецом, душицей, лепестками розы, кардамоном, гвоздикой и т.д.   Кроме того, посетитель мог заказать себе восточные сладости, горячий обед и кальян.  Пребывание в  восточной бане было столь приятным, что некоторые люди проводили здесь весь выходной день, и даже спали по нескольку часов в бане. Как правило, люди выходили из бани, помолодевшими, более красивыми, здоровыми, полными сил и энергии.

 

Средневековая восточная баня (хамам) и внешне была очень красивым сооружением.  Обычно, это было каменное здание с изящныит воротами, внутри которого находилось нескольких просторных залов с бассейнами, арками и куполами. В Баку до сих сохранились здания несколько крупных средневековых бань: хамам Хаджи Гаиба (XV в), хамам Гасым-бека (XVII в), хамам Баня Хаджи Микяила (XVIII в) и др.

 

Одна и та же баня один  день функционировала как мужская, а другой — как женская. Она была одновременно местом для купания, салоном красоты и оздоровительным центром.

 

КРАСОТА И КАРЬЕРА

 

Внешняя привлекательность играет немаловажную роль в продвижении человека по службе.  Умение производить благоприятное впечатление на  начальство, подчиненных, потребителей ваших услуг и деловых партнеров  — залог успеха в любом деле. Об этом знали и на древнем Востоке. Профессионал должен был создавать и поддерживать свой определенный имидж. Например, иранская книга назиданий XI века «Кабуснаме» отмечает:  «врач всегда должен быть опрятен, хорошо одет и надушен, и производить на пациента благоприятное впечатление» [16].

 

Одним из отрицательных свойств человека является неаккуратность и неряшливость. Азербайджанская пословица гласит: «Бедность — от Бога, неряшливость – от лении бескультурья».  Запах пота исходящий от тела, неумытое лицо, нечесанные волосы, небрежность в одежде свидетельствуют  не столько о бедности, сколько о безалаберности человека. Все это говорит не только о пренебрежении собственной внешностью, но и о возможной небрежности в делах. Окружающие могут подумать: «Должно быть, к своим обязанностям этот человек относится  точно так же, как к своей внешности. Лучше не иметь с ним дела”. Кроме того, пребывание в обществе  неряшливого, дурно пахнущего человека само по себе крайне неприятно. Поэтому, аккуратность и чистота являются не только залогом здоровья, но и важным условием успеха в делах и продвижения по службе.

 

Согласно старинной азербайджанской притче однажды Молла Насреддин   (одно из имен комического персонажа Восточного фольклора – Ходжа Насреддина) посетил пир, организованный его богатым другом. Были приглашены сотни гостей. Все они были хорошо одеты. Лишь Молла Насреддин поленился хорошо одеться и пришел в очень старом, рваном и грязном костюме. Слуги не обратили  на неопрятного гостя никакого внимания, и  не принесли ему ни еды, ни напитков.  Молла рассердился и, негодуя, покинул празднество. В следующий раз он пришел в гости к тому же самому человеку, намеренно надев свой самый красивый и дорогой кафтан.  Слуги немедленно приблизились к Молле и принесли шербет, жареное мясо и ароматный плов. Тогда Молла взял горсть риса и насыпал ее в рукав своего кафтана. Затем, взял кусок мяса и бросил в другой рукав.  «Что Вы делаете, господин? » — с удивлением спросили слуги.  «Вы принесли этот плов не для меня, а для моего кафтана. Вот пусть он и ест!» — ответил Молла Насреддин.

 

Для каждой профессии характерен свой стиль одежды. Привлекательность делового человека ни в коем случае не должна быть «кричащей”, а тем более вульгарной. Аккуратность, скромность, чистота, элегантность — вот критерии делового стиля, которому должна быть подчинены только одежда, но также косметика и парфюмерия.  В то же время, стиль одежды должен соответствовать тому, какое впечатление хочет произвести человек на окружающих. Эта тема хорошо проработана современными имиджмейкерами, работающими с политиками, звездами эстрады и т.д.

 

Любопытно, что купцы на средневековом Востоке, дабы не раздражать царей и аристократию, предпочитали аккуратную, но сравнительно скромную одежду. Их облачения были не столь яркими и пышными, как одеяния шахских придворных и аристократов. Как бы ни были купцы богаты, тягаться в роскоши с царедворцами, в условиях средневекового феодлального беспредела, было опасно — чего доброго все имущество отберут и в темницу бросят!

 

В те далекие времена характер одежды больше зависел от возраста человека, чем в нашу эпоху. Иранский автор ХI века Кейкавус Зияри писал: «Молодые люди могут одевать очень яркую и «веселую» одежду, а пожилым следует быть более умеренными» [16]. В наше время это утверждение выглядит несколько консервативным и его нельзя абсолютизировать.

ГАРМОНИЯ С ПРИРОДОЙ

 

Врач лечит, природа излечивает” справедливо утверждали древние римляне. Человек — неразрывная часть окружающей нас природы. Он состоит из тех же частичек, что растения, животные и минералы. Поэтому лекарства из природных средств и натуральная косметика лучше воспринимаются нашим организмом и более полезны, нежели искусственные химические препараты.

 

Тесная связь человека с окружающей природой отмечалась еще средневековыми азербайджанскими и иранскими мыслителями. Например, Махмуд Шабустари (1287-1320) даже доказывал общее происхождение людей, растений, животных и минералов: «Знай, что когда объединились первоэлементы, возникли минералы, затем из минералов возникли растения, из растений — животные, а из развитых животных — человек… Между животными и человеком есть много промежуточных звеньев, но основное звено — обезьяна, у которой все органы тела похожи на человеческие» [17]. Мистик-суфий из Тебриза высказал эти гениальные идеи почти за 600 лет до Чарльза Дарвина!

 

Насиреддин Туси (1201-1274), основатель научного центра и обсерватории в  городе Марага в Южном Азербайджане, также  отмечал, что человек находится в близком родстве с животными, растениями и минералами.  Более подробно об этом рассказано в моей статье, посвященной эволюционным взглядам Насиреддина Туси [18].

 

Идеи великих мыслителей прошлого приобрели еще большую актуальность сегодня, в эпоху научно-технического прогресса, когда люди оторвались от природы и замкнулись в сотворенном ими же искусственном мирке состоящем из многоэтажных домов-коробок, асфальта, металла, автомашин, искусственных пищевых добавок, суррогатной еды, химической косметики и лекарств. Эта чуждая и пртивоестественная среда губительна для человека.

 

Поэтому в последние годы в цивилизованных странах Запада наметилась тенденция «возврата к природе”. Все большую популярность приобретают экологически чистая натуральная косметика и лекарственные средства из лекарственных трав. Все больше места в городах отводится под парки и зеленые насаждения, детям прививается любовь к природе и животным. Ибо, только находясь в естественной, природной среде человек может оставаться здоровым физичесски и духовно.

 

В последние годы на Западе получило распространение лечение  нервных заболеваний путем общения пациента с животными — гипотерапия.  Ученые обратили внимание на то, что кошки, собаки и другие домашние животные успокаивающе воздействуют на нервную систему человека.

 

Обо всем этом было известно еще в глубокой древности. При лечении различных заболеваний медики средневекового Востока уделяли большое значение общению с природой. Для снятия физического и психического напряжения рекомендовались прогулки по саду и вдыхание ароматов цветов — то, что сегодня называется ароматерапией. Кроме того, больному предписывали слушать пение птиц, журчанье ручья или фонтана, любоваться живописным пейзажем, и т.д.  Средневековый вельможа, страдавший от головной боли, прежде всего, направлялся в цветник. Расположившись в тени персиковых деревьев, напротив кустов розы и жасмина или живописных клумб с фиалками, он вдыхал запах ароматных цветов. Ведь, согласно Хаджи Сулейману Иревани (ХVIII в.) и другим медикам Востока, запах этих растений исцеляет головную боль. Сохранилась турецкая книжная миниатюра ХV в., изображающая султана Мехмета II Завоевателя, нюхающего цветок фиалки. Таким способом султан боролся с головной болью.

 

Народы Востока, обладают богатыми традициями в области медицины, ароматерапии и изготовления косметических средств. В социалистическую эпоху древняя и самобытная культура Азербайджана, в значительной мере, была вытеснена стандартной советской культурой.  Старая аристократия и дореволюционная интеллигенция были почти полностью уничтожены, а совковая рабоче-крестьянская интеллигенция,  сформировавшаяся в советскую эпоху, зачастую страдала хроническим манкуртизмом  и неизлечимым «синдромом Шарикова». Не удивительно, поэтому, что  многие азербайджанцы забыли свои корни, плохо знают свою историю и культуру. К счастью, богатое наследие наших предков не исчезло полностью. Она запечатлена в народных сказаниях и легендах, стариных песнях и обычаях, а также в древних рукописях, чудом сохранившихся до наших дней . Сейчас, несмотря на неимоверные трудности переходного периода, азербайджанцы стараются заново осмыслить свое прошлое, вспомнить свою историю и вернуть утраченные традиции.

ФАРИД АЛЕКПЕРЛИ

 

Leave a Reply