|

Этнопсихологический портрет азербайджанцев

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

azerbaycan molodejНациональный характер — это устойчивые духовные ценности, в которых отражены мироощущение, мировоззрение, менталитет народа. На формирование характера народа оказывают влияние географические, социально-экономические факторы, особенности исторического развития, хозяйственные и этнокультурные контакты. Духовно-психологический облик азербайджанцев, как и любого другого народа, формировался под влиянием прошлого опыта и новых веяний.

Азербайджанцы относятся к числу древнейших обитателей Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические материалы. Убедительным доказательством служит находка нижней челюсти человека эпохи палеолита (азы-хантропа) в карабахской пещере Азых. Об этнокультурных связях между древними египтянами и азербайджанцами имеются интересные сведения в древнеегипетской «Книге мертвых», где неоднократно упоминается: «Вакhаи… большая гора, над которой стоит небо». В главе С1.Х11 речь идет о «.горе Вакhау восходящего солнца», и сама этимология названия, по мнению английского ученого Петри Флиндерса, указывает именно на это. Данное название может быть привязано к слову «бака» — утренняя заря.’ Столица Азербайджана — Баку расположен на восточной оконечности отрогов Кавказа и вполне отвечает такому значению.

Многие известные европейские путешественники, ученые, писатели прошлых веков высоко отзывались об азербайджанцах, об их моральных качествах и самобытной культуре. Так, А.А.Бестужев-Марлинский (1797–1837) писал  в 1831 году: «Меня очень любят татары (азербайджанцы — Э.К.) за то, что я не чуждаюсь их обычаев, говорю их языком».2 Он же отмечал, что азербайджанский язык «мало отличен от турецкого, и с ним, как с французским языком в Европе, можно пройти из конца в конец всю Азию».3

Современники А.А.Марлинского именовали Дербент «татарскими (азербайджанскими — Э.К.) Афинами»,4и это не случайно: город исторически являлся одним из центров азербайджанской культуры.

Большой интерес представляют и высказывания знаменитого французского географа-путешественника Элизе Реклю (1830–1905), который так характеризовал азербайджанцев: «Татары (азербайджанцы — Э.К.) в некотором отношении являются цивилизаторами Кавказа, и их язык — собственный язык Азербайджана служит для взаимных отношений между различными народами Кавказа… Замечательная черта тюркского населения Закавказья — его крайняя веротерпимость».5Азербайджанский язык в течении многих веков служил посредником среди народов Кавказа. Большинство авторов XIX века отмечало «большую приятность и музыкальность» этого языка и популярность его на Востоке. Азербайджанский язык «там в таком же употреблении, как в Европе французский».6

Этногенетическое родство азербайджанцев с тюркским миром выражено в традициях их духовной и материальной культуры. Вместе с тем азербайджанцы представляют собой самостоятельный этнос со специфическими чертами национального характера, богатым духовным миром, этнокультурным и этноязыковым единством. Исторические корни народного духа азербайджанцев надо искать в чертах мифологического мышления, традиционном обычном праве, эмпирических знаниях, обрядах, обычаях, мусульманских этических нормах.

Испокон веков азербайджанцы высоко ценили такие нравственные качества, как доброта, правдивость, терпимость, верность, преданность родной земле, храбрость, трудолюбие, чувство долга, вежливость, сдержанность, сопереживание, дружелюбие. Истоки этих качеств, глубоко укоренившихся в натуре азербайджанцев, заложены в культуре зороастризма и ислама. Для азербайджанцев характерны и такие черты, как уважение к старшим, гостеприимство, взаимопомощь, почитание женщины-матери, верность мужской чести и достоинству,  приверженность  домашнему очагу, женское целомудрие, супружеская верность.

Азербайджанская пословица гласит: «Арвад папаг дейил ки, башдан баша гойула», что соответствует русской пословице «Жена не рукавица, с руки не скинешь, за забор не кинешь».

Орнамент азербайджанских ковров служит весьма устойчивым элементом и показателем богатой нематериальной культуры, мировоззрения народа. Ковры до сих пор играют важнейшую роль не только в материальной, но и в духовной жизни. Так, ковры красного цвета символизируют жизнеутверждающее начало.

Важную роль в общественном и семейном быту азербайджанцев играли такие социальные институты, какгостеприимство, аксакальство, взаимопомощь, обычное право. Гостеприимство воспето поэтами-классиками, описано путешественниками, отражено в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, в частности: «Гонаг евин эцлцдцр» (гость — цветок дома). Сегодня древний обычай гостеприимства подвергается трансформации, принимая новые формы и социальные функции. Более устойчиво сохраняется этот обычай в сельской местности, где, как и прежде, одна из лучших комнат в каждом доме отводится для гостей. В прошлом при встрече высокопоставленных гостей старейшины выносили хончу, а при входе в дом гостям под ноги стелили ковры. О приезде почетных или близких гостей оповещали всю округу. Ярким примером азербайджанского гостеприимства могут служить путевые заметки английского миссионера XVI в. Антони Дженкинсона, в честь которого шемахин-ский беглярбек устроил пышный прием, где было подано 290 блюд.

Примечательно также, что в прошлом в городах Азербайджана для встречи особых гостей было должностное лицо — мехмандар. Об этом сообщил еще в XVII в. турецкий путешественник Эвлия Челеби.7

Одной из важных сторон ментальности азербайджанцев является уважительное отношение к представителям других народов. Показателен в этом плане обычай породнения (покровительство, побратимство), когда двое надрезали руки, смешивали свою кровь, обменивались оружием в знак верности друг другу и родине и отныне считались братьями.8 Если отношения между гостем и хозяином дома носят случайный характер, то побратимы, которые могли принадлежать к различным племенам или народам, даже исповедовать разную веру, были связаны крепкими узами дружбы и верности, помогали друг другу в критических ситуациях. Ритуалы породнения нередко совершались, например, между азербайджанцами и русскими переселенцами-сектантами, особенно в сельской местности. Исследователь кавказских евреев И.Ш.Анисимов сообщал еще в 1888 г: «Нередко горский еврей вступает с мусульманином в дружбу, и горячо поцеловавшись с ним, делается на всю жизнь его «курдашем». При этом они обмениваются оружием и дают друг другу «священный обет» не пожалеть жизни в случае необходимости для спасения друга».9

От аксакалов, т.е. старейшин, у азербайджанцев зависело решение весьма широкого круга вопросов социального характера. В частности, на основе обычного права и шариата, в основном в квартальных и сельских сходках они улаживали внутри– и межплеменные споры, проводили обряд наречения ребенка именем.

Азербайджанская народная педагогика богата воспитательными традициями. Детям с малых лет внушают уважение к родителям и старшим вообще. Особое место занимало и занимает трудовое воспитание, которое имеет многовековые традиции. Родители старались, чтобы дети с ранних лет овладели определенным ремеслом. Другой стойкий обычай азербайджанцев — уважение пожилых. Еще Страбон указывал, что албанцы «весьма уважают старость не только своих родителей, но и посторонних»?0 С ранних лет дети при общении со старшими строго соблюдали нормы вежливости. В присутствии старших, тем более пожилых нельзя было повышать голос, первым здороваться при встрече.

Один из благородных обычаев азербайджанского народа — взаимопомощь (имяъилик, явряз) среди односельчан, родственников или соседей, распространявшаяся на все сферы жизни — земледелие и скотоводство, водоснабжение, постройку дорог и мостов, торжественные и скорбные мероприятия и т.п.

Почти все перечисленные нормы носят всеобщий характер. Но у каждого народа они проявляются по-особому и в далеко не одинаковой степени. В современных условиях глобализации во всем мире заметно усиливается национальное самосознание, тенденции этнической самоидентификации. И в Азербайджане возрастает тяга к возрождению многих черт самобытной культуры, забытых за годы советской власти. Это обязывает всех нас бережно относиться к прекрасным качествам нашего народа, прививать их молодому поколению.

 

 

Литература:

И.И.Мещанинов. Египет и Кавказ. // «Известия Общества обследования и изучения Азербайджана», №4. Баку, 1927, с.37 (Речь идет о докладе на заседании Ленинградского отделения Общества обследования и изучения Азербайджана, посвященном научному анализу статьи Петри Флиндерса «Опдт от {Ие ОеапсЬ в журнале Апаепт. Едурт, 1926, .1ипе, Рагт. II, р. 41 –45)

А.Марлинский. Полное собрание сочинений, ч,\/1. Спб, 1837, с. 179–180.

А.Марлинский, там же, ч. II, с. 186.

И.Борисов. Азербайджан в творчестве писателя-декабриста А.Марлинского. Газ. «Бакинский рабочий», 11 февраля 1950.

Элизе Реклю. Земля и люди, т. VI. Спб, 1898, с. 195.

Обозрение Российских владений за Кавказом. Спб, 1836, ч.III, с. 275.

Г.А.Гулиев. О традиционном гостеприимстве азербайджанцев. // Известия АН Азерб, ССР, серия истории, философии и права № 1, 1987, стр. 66; см. также: Путешественники об Азербайджане, т.1, Баку, 1966, с.95.

З.И.Ямпольский. О древнейших исторических свидетельствах обычая побратимства кровью и оружием на Кавказе // Известия Азерб. филиала АН СССР, № 1–2. Баку, 1944, с.91.

И.Ш.Анисимов. Кавказские евреи-горцы. // Сборник материалов по этнографии изд. при Дашковском музее. М. 1888.

Ю.Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т.1. Спб. 1890, с.143.

 

Эмиль Керимов (кандидат исторических наук)

 

http://arxeoloq.az/?p=843

Leave a Reply