|

Эрос, Филос и Агапе

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Александр Костин, Азербайджан

 

Многим трудно понять, что такое та Любовь, о которой говорили все великие Пророки. К примеру, греческом языке существовало три слова, означающих любовь:

 

 

 

 

«Эрос» — любовь мужчины и женщины

«Филос» — любовь к друзьям, любимой профессии , Родине, науке и т.

И АГАПЕ — божественная Любовь. Она касается не только земного человечества.  Это пронизывающая все бесконечные пространства, все измерения, все Миры Всеблагая и Всесозидающая сила. В ней великая гармония Вселенной, ее созидание и эволюция.  И к человеку эта Любовь может придти только тогда, когда он исполняет все заповеди Божии и следует по пути, предначертанным ему. Любовь несет в мир, на землю, новые нравственные установки, которые пришли на смену жестким, для своего времени и для обыденного материального восприятия мира может быть справедливым, но, подчас безжалостным формулам древности «око за око – зуб за зуб»; «люби ближнего своего и ненавидь врага своего» другие:

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас».

Так учили нас Пророки. Что это значит?

В наш век – век жестокости, цинизма и неверия, после десятилетий атеистической пропаганды – такие слова, прежде всего у обывателя, далекого от Веры, вызывают недоумение. Ибо эти слова воспринимают примитивно, буквально, не понимая их истинного смысла. Им трудно понять, что пророки учили нас  не к капитуляции перед злом, а к борьбе с ним, но к борьбе с его сутью, а не с последствиями и проявлениями. Только так мы пойдем по пути, предназначенному нам,  чтобы приблизиться к тому, кто послал на землю нас, воплотив наши бессмертные души в материальном мире для выполнения задачи Творца и Создателя, чтобы мы, следуя стезе Добра и Любви, не зарывали своих «талантов» в землю, а вернули сполна то, что нам дано. К слову, почему самоубийство является одним из самых тяжких грехов? Да потому что человек в таком случае проявляет слабость, отказываясь от выполнения миссии, возложенной на него свыше и торопясь раньше времени вернуться к тому, кто его послал на землю.  Как это сделать? Не может, за самым редким исключением на земле людей, свободных от греха, ибо Мир, окружающий нас, во власти темных сил, он полон страшных соблазнов и опасностей. Но у человека есть надежный путь, чтобы избавиться от грехов и стать достойным своей Божественной миссии. Это ПОКАЯНИЕ!

Первая и главная ошибка человека, искренне стремящегося к покаянию. Покаяние предполагает аскезу, которая чаще воспринимается как физическое испытание, вериги, голодание, уход в пустыню или лес и так далее.  Но аскеза – это не самоцель, это средство, причем только одно из средств. Во многих случая физические испытания – не главное. Они только помогают серьезной нравственной работе над собой – цель которой перемена.

Ибо покаяние – это  фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божим, в любви и стремлении к Богу. Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всясвятой волей Бога. Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Тоже самое и в исламе – слово  товбэ  означает  полную перемену человека на  уровне его бессмертной сущности.

Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другой. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.

От человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.

Но надо понять, прежде всего, что исповедь, даже самая искренняя и самая подробная, с подробным перечислением всех возможных грехов и даже строгое выполнение наложенного испытания не являются автоматической базой для покаяния. Ибо покаяние – действие, находящееся в совершенно другой плоскости. Это сугубо индивидуальное общение с Сущим, сугубо индивидуальная, долгая, изнурительная, и доставляющая радость победы работа. Цель которой – перемена  себя, в которой главное – коррекция своего истинного «Я» по наивысшему во Вселенной эталону. Через покаяние человек поднимается на совершенно новую духовную ступень, по лестнице, ведущей к нему. И чем оно сильнее, тем дальше вперед продвигается он по дороге, на которой нет следа. Потому, что это Его дорога. И изменившись, мы приближаемся к Вечному вездесущему и всеблагому от века Сущему.

Leave a Reply