|

ДВОРЕЦ ШИРВАНШАХОВ В БАКУ

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

© Sputnik / Murad Orujov

Кто из нас, бакинцев.  Детстве не посещал Дворец Ширваншахов. А все благодаря, то целенаправленной работе, которй занимались наши педагоги. В мой школе№151 этим занималась учителя начальных классов: Людмила Аркадиевна и Александр Иванович. Они помогали нам расширять наш кругозор, приучили читать книги в школьной библиотеке, ходить в кинотеатр на фильмы, поставленные по произведениям классиков, посещать спектакли в ТЮЗе, памятные места в Баку. Дворец Ширваншахов мы, дети, посещали по три четыре раза в месяц.  Там было много интересного:  от узких бойниц в стенах, до глубоких и темных подвалов в диванхане, где держали заключенных. Тогда были другие работники Дворца, которые, образно говоря,  посвящали нас в рыцари этого Комплекса. Много интересного нам тогда рассказали. Этими живыми воспоминаниями я решил восполнить пробелы образования нынешнего поколения детей до 16 лет по истории нашего города. Думаю, что им будет это интересно. Итак, начинаю.

В 1683 году немецкий путешественник Э. Кемпфер, проезжая через Азербайджан, посетил Баку. Именно ему и принадлежит первое по времени описание Дворца ширваншахов — крупных феодалов и правителей Ширвана.Самая верхняя часть города Баку, которая сильно возвышается над гаванью, отличается прекрасным дворцом, который называется царским (шахским). Он действительно выстроен на выступе скалы с царственной роскошью и необыкновенным великолепием. Все сделано из блестящего тесаного камня, столь искусно скрепленного, что ни в каком месте не отличишь связи.В XV веке столицей Ширвана была Шемаха — один из крупнейших городов не только Закавказья, но и всего Переднего Востока. Здесь первоначально и находилась резиденция ширваншахов, но впоследствии из-за ряда политических соображений ширваншах Халилулла I избрал местом своего пребывания город Баку. На вершине бакинского холма и была подготовлена площадка для возведения комплекса дворцовых сооружений. Холм, на котором стоит Дворец ширваншахов, к западу и отчасти к югу имел крутую покатость. При планировании строительства эту покатость нужно было устранить, для чего с запада по склону холма насыпали очень много земли и устроили специальную подпорную стену высотой около шести метров, которая и удерживала огромную массу насыпанной земли. Таким образом получился верхний двор, находящийся перед западным фасадом и главным порталом Дворца. Участок, на котором расположены Дворец и примыкающие к нему сооружения, разделяется на три двора, лежащие на разных уровнях. Сам Дворец находится на первой плоскости. Главный вход в него, украшенный высоким порталом, был устроен в западном фасаде. Лестница портала вела в высокий восьмиугольный зал, перекрытый куполом. Из этого зала два стрельчатых проема вели в восточную и южную части дворца, а в остальных гранях зала были устроены очень высокие, под самый купол, стрельчатые ниши. В двух широких нишах были проделаны щелевидные отверстия, через которые попадали в комнаты первого этажа дворца, где, по предположениям исследователей, находились служебные помещения. Этими щелевидными оконцами, по всей вероятности, могли пользоваться для вызова слуг.

За Парадным залом дворца находился Малый проходной зал тоже восьмиугольный. Из этого зала можно было пройти в жилые комнаты дворца (которые по своим размерам были весьма невелики), а также в комнату, образовывавшую собой восточный трехгранный фонарь. Освещалась эта комната тремя двусветными окнами и раньше была перекрыта стрельчатым сводом. По первому этажу дворцового здания тоже были устроены узкие щелевидные окна. Дворец ширваншахов не был укреплен, и этих бойниц типа окон не хватало для обороны. Да и количество их весьма невелико — всего 22 окна по всем фасадам, так что они не были приспособлены для обстреливания окружающей дворец территории. Однако следует отметить и то, что столь узкие оконные проемы не давали человеку возможности проникнуть во дворец, так как пролезть через них было просто невозможно. Дворец ширваншахов выстроен из апшеронского известняка, который имеет весьма ценную особенность: молочно-белый после обтесывания, он со временем приобретает красивый охристо-золотистый оттенок. Стены дворца выложены из камней разных размеров, но азербайджанские мастера XV века обтесали их настолько тщательно и тонко, с таким особенным умением и вкусом, что швов кладки не видно. Кроме того, один ряд камней выкладывался узким, другой широким, что уже само по себе создавало узор. Одни слои известняка клались горизонтально, другие вертикально, и это различие в кладке тоже давало весьма ощутимый эффект цвета: одни камни выглядели светлее, другие — темнее. На одной плоскости с Дворцом находится и диван-хана, расположенная к северу от Дворца и частично примыкающая к нему.

Диван-хана состоит из небольшого квадратного дворика, с трех сторон окруженного сводчатой галереей с колоннами. Посреди дворика находится ротонда, центральная часть которой представляет восьмиугольный зал. И зал, и галерея покоятся на массивном цоколе толщиной в полтора метра. Стрельчатые дверные проемы зала снаружи обрамлены рамками, в некоторых из них находятся вырезанные в камне геометрические фигуры и растительные орнаменты. По предположениям ученых, диван-хана была «судилищем», а исходили они в своем предположении из надписи, помещенной над входом в ее центральный зал. Надпись эта является одним из стихов Корана. «Сказал бог, — ему хвала и благословение: и бог зовет в дом мира и направляет на прямой путь, кого он хочет. Тем, которые делают добро, будет добро, и с избытком: ни пыль, ни бесславие не покроют их лиц, они будут жителями рая, в котором они будут вечно». В центральной ротонде, как предполагают историки, во время заседаний находился сам ширваншах, а в галерее располагались знатные феодалы. В скале под цоколем ротонды была устроена купольная подземная комната в виде колодца пятиметровой глубины и предназначалась она, скорее всего, для провинившихся заключенных. Об этой мрачной комнате до сих пор рассказываются леденящие душу истории: тут и отрубание головы над отверстием в полу ротонды; и подземные каналы, по которым отрубленная голова катится прямо в море; и подвижная колонна, под которой находится отверстие, куда сбрасывают осужденного преступника. Среди жителей Баку долгое время существовало поверье, что куполообразная комната — это один из сухих колодцев, находившихся во дворе диван-ханы. Колодец этот имеет чудодейственную силу, которая способна возвратить молоко роженицам, утерявшим его. По-азербайджански он называется «Сюд-куйуси», что означает «Молочный колодец». Не удивительно поэтому, что территория диван-ханы, да и всего Дворца ширваншахов, почиталась священным местом. Отделка диван-ханы не была завершена. На капителях и базах ее колонн, а также в рамках, окружающих стрельчатые проемы ротонды, можно обнаружить ряд незаконченных мест. Так, на одних капителях остались места, где должны были быть украшения; на других вырезана только часть их контура. Поэтому особую красоту и прелесть диван-хане придает ее главный портал, украшенный своего рода ковровой резьбой по камню: краски и глазурованные цветные изразцы здесь не употреблялись. На второй плоскости — несколько ниже Дворца и диван-ханы располагается мавзолей Сеида Яхьи Бакуви. Это восьмигранное здание, верхняя часть которого представляет собой шатер в виде восьмигранной пирамиды. Народное предание гласит, что в мавзолее похоронен Сеид Яхьи Бакуви, один из придворных ученых ширваншаха Халил-уллы, который занимался медициной, математикой и астрологией. В настоящее время это сооружение более известно под названием «Мавзолей дервиша». В старину к нему была пристроена мечеть, перекрытая куполом, опиравшимся на четыре каменные колонны, стоявшие внутри мечети. Во время пожара 1918 года эта мечеть сгорела.

Под зданием мавзолея находится склеп. В 1920-х годах при обследовании мавзолея и руин старой мечети ученые обнаружили в склепе разрозненные кости двадцати человеческих скелетов. Исследователи считают, что место, где стоит мавзолей, и вокруг него некогда было кладбищем. Во время строительства мечети и рытья котлованов под фундаменты были нарушены некоторые погребения, а кости из могил потом сложили в склепе под мавзолеем. На третьей плоскости дворцового комплекса располагается усыпальница ширваншахов, возведенная в 1435 году. Здание ее перекрыто каменным куполом, украшенным охватывающими его рельефными шестилучевыми звездами. Вход в усыпальницу ведет через портал, имеющий стрельчатую арку. В верхней части портала в камне вырезаны цветы и листья, а над ними арабской вязью исполнены две надписи следующего содержания: «Сказал Аллах всесвятой и всевышний: в тот день простит вас Аллах, ибо он милосердный из милосерднейших. Сказал пророк — над ними самые лучшие благословения молитвы и (ему) самые совершенные приветы: „Вы непременно увидите господавашего воочию»». Текст второй надписи — это хадис, то есть предание относительно того, что делал и что говорил пророк Мухаммед. Изречения этине вошли в Коран, но приписываются Мухаммеду. К дворцовому ансамблю ширваншахов принадлежит и мечеть — почти прямоугольное в плане здание с порталом со стрельчатыми сводами. Портал обрамлен широкой рамой, высеченной в камне, но резьбой он не украшен. Внутренняя отделка мечети, карнизы и побелка, а также окраска стен портала сделаны значительно позже — в конце XIX или начале XX века — и к старине отношения не имеют. На минарете мечети, под верхней кольцевой площадкой, находятся сталактитовые украшения. Несколько ниже их минарет опоясывают рельефные надписи, а в конце XIX века вокруг минарета была поставлена железная решетка. В течение нескольких столетий своего существования Дворец ширваншахов, естественно, был свидетелем многих исторических событий. В Баку хозяйничали сефевиды, в 1578 году его захватили турки, в 1723 году во время захвата Баку войсками Петра I пострадали южный и восточный фасады Дворца.В 1820-х годах в Баку побывал кавалер Гамба, королевский консул в Тифлисе, который отмечал, что «Дворец ханов представляет из себя развалины, среди которых живут 30 бедных семейств татар и персов». В1842 году Баку посетил профессор Казанского университета Березин, совершавший научную командировку по странам Ближнего Востока. В своем путевом дневнике он писал о Дворце ширваншахов: «Это здание довольно пострадало от времени, а еще более от лености человека, который, чтобы много не трудиться, берет отсюда камни на постройку дрянного домишки и без стыда разрушает древность. Кровли уже не существует, она вся упала: стены в верхнем этаже также большой частью обвалились, и нижний этаж почти совершенно засыпан». В таком руинном состоянии Дворец находился до середины XIX века, когда его в 1857 году передали российскому военному ведомству. Военное ведомство произвело частичный ремонт Дворца и одновременно весьма значительно перестроило его, приспосабливая дворцовые здания под склады военного снаряжения. Этими перестройками Дворцу, как величественному историческому памятнику, был нанесен огромный ущерб.

После октябрьской революции, когда в Азербайджане была установлена советская власть, решением нового правительства создается Комиссия по охране памятников искусства и старины. И с 1932 года во Дворце ширваншахов начали проводить ремонтно-реставрационные работы. Но вот прошли годы и Азербайджан стал суверенной республикой. Третий десяток лет продолжается  стройка века, как в Баку, так и в его пригородах. Олигархи стали вкладывать деньги в недвижимость, чтобы сорвать большой куш. И это им удается. Народ берет кредиты, и попадает в кабальное рабство от банков. Потом вспомнили о туризме. Как оказалось, некоторые страны развивают свою экономику за счет туризма. Конечно, я согласен с фактом того, что Дворец Ширваншахов, куда в день сегодня заходят до тысячи и более туристов, переживает своё второе рождение. Правда, на его территории поставлены пушки, которые не делают ему чести. И кондиционеры в комнатах, которые не вписываются в ауру того времени. Мне, даже кажется, что в советские годы, он выглядел более приземлено для времени его застройки. Но что сделано, то сделано! Это связано прежде всего с тем, что Комплекс Дворца Ширваншахов, как ряд других архитектурных памятников Азербайджана взят под защиту ЮНЕСКО со всеми отсюда вытекающими  последствиями. Иначе говоря, финансированием проекта реставрации. Как это проходило? Практически в короткие сроки была завершена отделка первого этажа, где располагался тронный зал. Здесь надо сделать отступление и заглянуть в историю, с тем, чтобы у непосвящённых наших сограждан и гостей города сформировалось чёткое представление о зале, откуда в своё время гонцы развозили во все регионы Азербайджана фарманы (указы) правителей страны- ширваншахов. Тронный зал, прежде всего интересен историей своих тронов, до периода разграбления Дворца в период смуты и восстаний на рубеже XV- XVI веков. Трон Ширваншахов был утрачен, и практически никаких представлений о том, как он выглядел не осталось. Есть только описания придворного поэта Бадра Ширвани, указывающего, что трон был выполнен из древесины грецкого ореха и «сверкал как золото». По разным версиям историков Ширваншах- I Ибрагим имел два трона: один был установлен во дворце Ширваншахов в Шемахе, в то время  столице Азербайджана, другой в Баку. Автором этих царственных изделий, выполненных частично из железного дерева был известный в то время ювелир Гаджи Сулхаддин Ширвани. Задняя спинка и сидение трона были набивные: из лебяжьего пуха, обитые бархатом зелёного цвета. Нижняя часть ножек выполнена резьбой в виде апельсина и покрыта золотом, на что у ювелира пошло 9 кг. золота. Верхняя часть спинки украшена бриллиантами в количестве двухсот штук и украшена по центру надписью «Аллах-акбар» из священной книги мусульман Корана, покрытой позолотой. Общий вес трона составлял 59,6 кг, а высота 1,7 метра. История тронов плачевна.

Весной 1501 года Шах Исмаил  I занял со своими войсками Шемаху и взял с собой в Тебриз (Иран) богатые трофеи, включая трон ширваншахов. Не родной брат шаха, Муззафар-хан, став наместником в Фарахабаде, привёз туда трон ширваншахов. В XVIII веке казаки Степана Разина совершили набег на ряд иранских городов и их разграбили. Увезли в Россию и трон ширваншахов. Сначала он находился в ставке Степана Разина в Самаре, но после разгрома восстания, трон перевезли в Москву, где он хранился в катакомбах местного монастыря до тех пор пока друг Николая II Савва Морозов не выкупил трон и не перевёз его в Санкт-Петербург, где в 1913 году сдал трон в аренду на 300 лет в Зимний Дворец. Сегодня трон ширваншахов находится в Эрмитаже в комнате №58, где собрана музейная экспозиция, относящаяся к дореволюционному времени на Кавказе — Иране. Что касается бакинского трона, то его судьба неизвестна. Конечно, было бы интересно, увидеть в экспозиции тронного зала Дворца ширваншахов этот трон. Наверное, это вполне возможное дело, учитывая рыночные отношения между нашими странами. Директор Комплекса Дворца Ширваншахов Севда Дадашева сегодня занята проектом воссоздания престола тронного зала, который затерялся где-то на рубеже XV-XVI веков. Тем не менее, вариант проекта уже представлен в институт «Азербярпа». Если проект осуществится и тронный зал обретёт свой былой облик, здесь будет не хватать двух главных составляющих: доспехов ширваншаха, хранящихся в музее в Стамбуле и трона, хранящегося в Санкт-Петербурге. Насчёт доспехов, Дадашева берется договориться с министерством культуры Турции, а насчёт трона пока вопрос не решён. Наверное, как и всегда, всё дело в нехватке средств. Только восстановление престола тронного зала обошлось в копеечку — 30 тысяч долларов. Теперь сюда заходят туристы и прикасаются к той части истории Азербайджана, о которой некоторая часть молодежи нашей страны даже и не знает. Надеюсь, что мой рассказ о Комплексе Дворца Ширваншахов привлечет внимание широкой части нашей молодежи.

Семен Кастрюлин

http://luch.az/nashikniqi/5545-dvorec-shirvanshahov-v-baku.html

Tags: ,

Leave a Reply