|

Доброта спасет мир

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

или Почему мы растим детей, озабоченных лишь собственными проблемами

МИЛОСЕРДИЕ

Я ехала в автобусе, когда на очередной остановке водитель спустил лесенку около средней двери и в салон вкатили инвалидную коляску. Наши люди очень корректны в таких ситуациях. Естественно, никто не таращил глаза, но пассажиры нет-нет да и переглядывались, особенно женщины, кидая горестные взгляды на симпатичного парня, волею судьбы оказавшегося в таком положении. Да и он, судя по всему, чувствовал себя не очень уютно в окружении стольких сочувствующих глаз.

Я вспомнила подобную ситуацию в Америке, где мне довелось побывать. Очень удивилась тогда, что вокруг так много инвалидов — в транспорте, магазинах, гостиницах, кинозалах. А еще меня поразила реакция окружающих — никто не выражал всем своим видом сочувствия и не делал грустного лица при появлении инвалидной коляски или другого человека с ограниченными возможностями — относились к ним ровно, внимательно (где стул отодвинуть, помочь развернуться), но без надрыва. Тогда я даже подумала, что у нас, наверное, инвалидов намного меньше. А сейчас понимаю, что причина отсутствия людей с ограниченными возможностями на улицах нашего города кроется совсем в другом. Чтобы человек с ограниченными возможностями мог чувствовать себя более-менее комфортно в городских условиях, все должно быть продумано до мелочей: пандусы, подъемники, лифты и т.д. Чтобы он мог нормально социализироваться в обществе, он должен иметь возможность свободно, без посторонней помощи выходить на улицу, добираться до парка или бульвара, где мог бы гулять на свежем воздухе, заходить в маркет, музей, учебное или лечебное заведение. А для этого ему надо как минимум спуститься со своего этажа и перейти спокойно через дорогу.

За границей другая специфика — в основной массе люди живут в домах, а в многоэтажных мегаполисах в каждом здании, начиная с постройки 20-х годов прошлого века, есть специальные лифты и, конечно, пандусы. Для свободного проезда через дорогу на всех перекрестках скошены бордюры. Справедливости ради надо сказать, что и у нас в некоторых новых районах подобное уже встречается.

Можно только порадоваться за западных граждан: общество позаботилось о людях, нуждающихся в особом внимании. «Инвалидные» знаки можно встретить повсюду, человек с ограниченными возможностями всегда может рассчитывать на помощь — в учреждениях, маркетах или молах — везде. Кроме того, оказывается, помимо социальных пенсий им выдают так называемые продуктовые карточки на покупку части продуктов по сниженным ценам. О толерантности в нашей стране говорят очень много, но чаще — о религиозной. И реже — о толерантности к людям с ограниченными возможностями. В любом случае, толерантность означает комфортное проживание в обществе всех ее членов. Но толерантность — это вопрос воспитания. А где как не в школе можно показать детям хороший пример такой толерантности или благотворительности, как это на протяжении многих лет делается за границей.

Начнем с того, что дети-инвалиды там учатся в обыкновенных школах, хотя и в отдельных классах, а на переменах свободно общаются с остальными детьми. И это правильно. Только на миг представьте себе ребенка, волею судьбы заключенного в замкнутое пространство: на дом приходят педагоги, родственники или друзья. Он лишен многих радостей жизни не только из-за того, что оказался в затруднительном положении, но больше по причине отношения к нему общества.

Пора штрафовать строителей и домовладельцев, которые «забыли» подвести пандус и сгладить бордюры тротуаров для проезда коляски!

Мы все чаще забываем о тех, кто нуждается в нашей помощи, молодежь все реже уступает место старшим, общество становится более черствым, заточенным на добывание денег. Может, пора просто растопить сердца и направить внимание в нужном направлении?

В последнее время мы часто говорим о больших благотворительных проектах, у нас масса фондов, и самый действенный и показательный в плане положительных результатов — конечно же, Фонд Гейдара Алиева. И это замечательно. Но не менее важна благотворительность и на уровне рядовых граждан, учебных заведений.

Обращусь вновь за положительным примером к Западу, где в школах практикуется сбор средств в разные фонды. В назначенный день педагог или представитель фонда рассказывает о людях, в пользу которых объявлен сбор, заостряя внимание на важности проявления внимания и заботы к ним.

Поскольку взнос чисто символический — 2-3 доллара/евро, думается, что это делают исключительно в воспитательных целях. Причем детям взамен выдается какая-нибудь безделушка, которая будет напоминать ребенку о сделанном добром деле, или носочки, которые можно увидеть как на учениках, так и на педагогах (и это тоже хороший пример) — по цвету можно определить, какому фонду сегодня они пожертвовали деньги.

Как такие дети воспринимают людей с ограниченными возможностями или другими проблемами? Наверняка картинки детства засядут в голове на всю оставшуюся жизнь. Отсюда и восприятие людей с ограниченными возможностями здоровья как органичной части общества. И такое отношение не только к инвалидам. Во время частых торнадо и наводнений не только в специальных пунктах, но и непосредственно в школах, и опять же с воспитательной целью, составляются списки и собираются необходимые вещи и продукты — пока у государства дойдут руки, им уже будет оказана первая помощь. Папаша Фрейд был прав, когда говорил, что раннее детство — определяющий период для взрослой жизни.

Накануне больших, религиозных праздников (День матери, День благодарения, Рождество) школьники, как правило, посещают госпитали с тяжелобольными детьми, заранее готовят для них сюрпризы и подарки. С ними нередко отправляются и родители, вместе они могут устроить костюмированное шоу, накупить подарков — такие поступки сближают. Дети постарше могут отправиться в Дом престарелых, порадовать или позабавить одиноких стариков.

В памяти всплыла картина, которую я наблюдала некоторое время назад во время посещения приюта для бездомных (Зыхское шоссе ул. Гянджлик паркы, д.2), о котором, уверена, в нашем обществе знают лишь единицы. Мне там встретилась семья англичан (родители, сын лет 15 и 12-летняя дочь), они работали в какой-то фирме в Баку. Принесли угощение для жильцов приюта — противень жареного мяса, фрукты, печеное, конфеты. В разгаре Новруз байрамы, но постояльцы были в полнейшем одиночестве. Хотя, по словам сестер милосердия, иностранок, работающих в приюте, есть меценаты, которые присылают угощение и деньги по праздникам. Сами жильцы рассказали, что, в принципе, не голодные и в тепле, но им очень не хватает простого человеческого общения. Попросили принести побольше литературы — книги, газеты, настольные игры: домино, лото. Один вспомнил о внуках, которые живут в другой стране, и расплакался…

Почему бы не организовать для них это самое живое общение? Это ведь не конченые пьяницы, потерявшие человеческий облик. Это обездоленные люди старшего поколения, попавшие в различные чрезвычайные обстоятельства.

Я знаю, что в Баку много людей, готовых принять участие в жизни других, есть сердобольные и гуманисты, но для начала нужно, чтобы до них дошла информация. Почему в школах и вузах мы не говорим об этом — растим рафинированных, истеричных детей, озабоченных лишь своей внешностью и собственными проблемами? Почему бы не поговорить с ними о детских домах и интернатах, которые так и не удалось искоренить, о тяжелобольных, нуждающихся в нашей поддержке. Тогда, быть может, процент суицида среди молодежи и брошенных детей был бы намного ниже, а выздоравливающих и воодушевленных — выше?

В связи с этим хотелось бы затронуть тему волонтерства за рубежом, когда ребята старших классов проводят в госпиталях по несколько часов в день. Естественно, они выполняют там не самую сложную работу, и никто им за нее не платит, если не считать бесплатного обеда в больничной столовой. Зато это большой жизненный опыт и вклад в портфолио юного волонтера, которое может пригодиться в дальнейшем — при поступлении в вуз или на работу.

Community — очень распространенный термин в США. Означает он — сопричастность, близкое соседство, а в более широком смысле — осознание себя согражданами одной страны. Хорошее объединяющее чувство, провозвестник здорового гражданского патриотизма.

Думаю, каждый из нас осознает, что все добрые дела и поступки человек совершает по зову сердца, и делает это прежде всего для себя. Ведь мы ощущаем, как на душе становится чище и теплее, осознаем, что сделали этот мир чуточку светлее. Думаю, примерно то же происходит и с нашими детьми.

Хотелось бы, чтобы их и в школе приучали быть неравнодушными. Может, именно программа благотворительности (для оздоровления морального климата) поможет вывести ее на должный уровень? И тогда, возможно, став взрослыми, а то и чиновниками, депутатами, наши дети будут решать проблемы общества с учетом потребностей всех его членов, чтобы все без исключения ощущали себя согражданами одной большой прекрасной страны — Азербайджан.

Марина МУРСАЛОВА

https://www.kaspiy.az/news.php?id=115363&fbclid=IwAR1DNY9dul69CvmCIHcpcr_gG-yv0UbCnaXLYxjz3rcsv5MKg-Uo_yJOCq0#.XeYbUpMzbDc

Leave a Reply