|

Дагестанцы помнять азербайджанского миллионера Тагиева

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Заведующий центром Истории Дагестана, Дагестанского научного центра Института археологии и этнографии Российской академии наук, доктор исторических наук Далгат Эльмира Муртузалиевна третий раз посещает Баку для проведения исследовательской работы в историческом архиве Азербайджана. Эльмира ханум, которая находилась в Баку со своим супругом, ученым Габибом Исмаиловым, дала эксклюзивное интервью онлайн агентству Этноглобус

-Целью моего нынешнего приезда в Баку является сбор материалов по экономическому развитию городов Дагестанской области на второй половине XIX и начале XX столетий.

В тот период в Дагестанской области Царской Империи были три города — самый древний Дербент, административный центр Темирхан Шура и торгового промышленный город порт Петровск (ныне Махачкала). Дербент и Петровск были портовыми городами, а Темирхан Шура находилась на пересечении дорог, которые вели в горный Дагестан. В Бакинском архиве мы обнаружили отчеты проверки Бакинской Казенной Палаты в отделениях подведомственных ей городах Дагестанской области. Мы скопировали журналы генеральной проверки торгово-промышленных заведений городов Дагестанской области. Материалы истории этого периода капитализма мало использованы в научных трудах в Дагестане. Учеными в основном широко исследовалось участие дагестанцев в революционных событиях в Баку, работа дагестанских отходников в нефтяных промыслах и вовлечение их в революционную борьбу Бакинского пролетариата. Изучаемые мною материалы впервые выпускаются в научный оборот. Вопрос многоаспектный и заключает в себе изучение состав населения, хозяйственной жизни, культуры, экономики городов Дагестанской области. Удалось собрать документы об изменении социального состава городского населения из одного сословия на другое. Процесс шел в двойном направлении — мещане, разбогатев, становились купцами, и купцы от ухудшения торговли переходили к сословию мещан. Бакинские материалы дают возможность проследить процессы по городам Дагестана, что очень ценно, так как мы имеем конкретные факты ежегодной динамики. Также собраны интересные материалы об этническом и религиозном составе городского населения Дагестана, изучаемого периода.

Замечу, что осенью этого года в городе Шамкир Азербайджана Институтом Археологии и Этнографии НАН Азербайджана будет проведена конференция, где Дагестанские ученые примут самое активное участие. Я привезла доклад, посвященный городу Дербенту, где я пыталась проследить изменение планировки Дербента в протяжении нескольких веков. В докладе речь идет о симбиозе азиатских и европейских традиций в планировке города Дербента в разные периоды истории.

-Наверное, вам удалось получить архивные данные о взаимоотношениях дагестанских и азербайджанских городов, которых связывали экономические, религиозные и культурные узы.

-Безусловно, связи были всегда. Взаимовлияния, имеющиеся между Дербентом и Бакинской и Елизаветпольской губерниями, особо усилились в девяностых годах XIXвека. Тогда три города — Петровск, Дербент и Баку были связаны железными дорогами. Закавказская железная дорога начиналась с севера проходя через порт Петровск ( 1892г. ), далее дотягивалась до Дербента (1893 г.), и достигала до Баку (1999 г.).

Много было сделано для культурного и социально — экономического развития Дагестанской области Бакинским миллионером Гаджи Зейналабдином Тагиевым. Дом Г.З. Тагиева, где ныне расположен музей истории Азербайджана, произвел на нас сильное впечатление. Азербайджанский миллионер и меценат много вложил на развитие экономики Дагестана, где он владел промыслами, промышленными учреждениями, способствовал развитию школ в Дагестанской области. Дагестанцы и сейчас вспоминают его с большим уважением.

-Азербайджан в разные периоды истории являлся экономическим и культурным центром Кавказа.

-В XIX веке после начала нефтяного бума, Баку превратился в культурный и промышленный центр региона. В Бакинских нефтедобывающих промыслах находили работу многие горцы, особенно с южных округов Дагестана. В начале XX века на промыслах Баку дагестанские отходники составляли до 13% пролетариата. Это значительная цифра. Они здесь знакомились с многонациональным Баку, приобщались к революционной борьбе пролетариата, приобретали печатные издания и привозили их в свои аулы и селения. Пролетарский Баку оказывал на Дагестан революционизирующее влияние.

К сожалению, ныне нарушены тесные контакты, имеющиеся между дагестанскими и азербайджанскими учеными. Мы не всегда можем следить за научными работами, которые издаются нашими коллегами историками в Азербайджане, а они нашими. Конференция, посвященная 120 летию со дня рождения Азиза Алиева, которая прошла в июне прошлого года в Махачкале, выявила большой взаимный интерес ученых. В завершении конференции была достигнута договоренность об обмене литературой, издаваемой в Дагестане и Азербайджане. В контактах рождаются новые мысли, идеи. Мы должны знать научные работы друг друга и взаимообогащаться.

В Баку я познакомилась с директором Института Истории Национальной Академии Наук Азербайджана, профессором Якубом Махмудовым, который настроен на усиление связей между учеными Дагестанского Научного центра Российской Академии и НАН Азербайджана. Не смотря на то, что мы находимся в разных странах, у нас есть давние традиционные исторические связи и нужно их поддерживать. Волей судьбы мы стали соседями и сегодня обязаны продолжать традиции наших предков.

-К сожалению, история превратилась в инструмент для политических манипуляций. Отдельные ученые направляют свою деятельность на разжигание межэтнической розни.

-К сожалению это наблюдается. Некоторые ученые пытаются выявить и усилить негативные моменты в нашей истории, и говорить только о них. Тем временем они стараются не видеть то преобладающее доброе начало в истории, что связывает наши народы. Попытка ученых разжечь вражду между народами ошибочно и опасно. Слишком много положительного в экономических, исторических и культурных связях. Факты общей борьбы против завоевателей и местных феодалов гораздо больше нас связывает, нежели разъединяет.

В Царской России наша интеллигенция относилась друг другу уважительно. Не было той ненависти, которую сейчас пытаются внести между народами и интеллигенцией. Но это мнение отдельных личностей, а не позиция народа и руководства Дагестанской Республики и Азербайджанского Государства. Подобные попытки были и в Советский период, но тогда они подавлялись из Москвы. Многие пишут то, что не стоило бы писать.

-Попытка политизации науки вредить самой истории. Ученые больше занимаются спорами, демонстрацией амбиций, нежели наукой.

-Когда я выбирала профессию и решила стать историком, ныне покойный мой отец сказал, что история это не наука, а политика. Чрезмерная политизация истории, безусловно, вредит науке. Не приветствую попытки отдельных ученых, как бы подыгрывая какому – то определенному режиму отрицать очевидные факты. Наука должна стараться быть объективной.

-В истории могут быть противоположные мнения и материалы, противоречащие друг другу. История не точная наука. Ей свойственна интерпретация, расписание фактов через личное восприятие ученого.

-Я сторонник того, чтобы выслушивать все мнения. Ученый должен обладать умением аргументированно высказать свое мнение, выслушать позицию собеседника. Всегда должен быть третий вариант, который сблизит первые две точки зрения. Исторические материалы проходят через автора, куда он добавляет личные амбиции. Ученому необходима хорошая подготовка, высокий уровень профессионализма, общий широкий кругозор, умение анализировать и отбирать материалы, отбрасывать мелкие и суметь выявить определяющие факты, что является показателем таланта. Настоящий ученый не будет вмешиваться в политику, и выгадывать личные дивиденды. Случайных людей в науке много. Поэтому высоко ценим ученых, чьи труды пережили века.

В Институте археологии и этнографии Российской академии наук действуют проблемные группы, которые занимаются вопросами взаимоотношений Дагестана с другими народами. Несколько историков вовлечены изучению проблем между Дагестаном с Азербайджаном в разных исторических этапах, что является показателем отношения наших ученых к братскому азербайджанскому народу.

Leave a Reply