|

Человек оркестр- Теймур Гёйчаев

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

…Эмоциональными и, в то же время, плавными движениями, дирижеру удается не только извлечь из оркестра нежный нектар неповторимых звуков, но также заставить зрителя слиться с музыкой воедино. Дирижер медленно опускает руки, и оркестр стихает. Маэстро поворачивается лицом к залу, который взрывается бурными и продолжительными аплодисментами…

Подобная атмосфера на концертах царит всегда, когда на сцене народный артист Азербайджана, дирижер, художественный руководитель Азербайджанского государственного камерного оркестра имени Гара Гараева и Молодежного государственного симфонического оркестра, директор средней специальной музыкальной школы имени Бюльбюля Теймур Гёйчаев.

 

Творческий путь этого замечательного человека берет свои истоки в самом раннем детстве. Всякий раз, оказываясь вместе с мамой в общественном транспорте, маленький Теймур начинал петь, обращая на себя внимание посторонних, чьи взгляды вдохновляли его еще больше. Собственно, мальчик этого и добивался ─ публики. Наблюдая за поведением сына, Солмаз ханум (мама Теймура) приговаривала: «Вот вырастешь, обязательно станешь дирижером». Почему именно дирижером, она и сама не знала.

В 6 лет мальчика отдают в подготовительный класс музыкальной школы Бюльбюля, где он вскоре завоевал симпатии педагогов, благодаря одному неординарному случаю.

В консерватории, при которой в то время находилась музыкальная школа, проходил концерт студентов, а сидящий в зале Теймур внимательно наблюдал за игрой старших. Когда концерт подошел к концу, конферансье в шутку спросил, есть ли желающие поиграть еще. Выучив предварительно небольшой кусочек из детской пьесы, мальчик вскочил и побежал на сцену.

Все были в шоке. И педагог — в первую очередь, ибо к концерту он его не готовил.

Теймур вдохновенно сыграл, сорвав бурные овации. Таким было его первое и, к тому же, удачное появление на публике.

А через год будущий маэстро уже учится на скрипача в классе Ефима Барштака.

Вот что говорит о своих педагогах сам Гёйчаев:

«Замечательный педагог! Дав почувствовать музыку, воспитывая требовательность к каждой ноте, он не только научил любимой профессии, но и изменил всю мою жизнь. Ефим Самойлович всегда говорил, что у музыканта должно быть три компонента: руки, сердце и голова. При отсутствии хотя бы одного из них, ничего хорошего не жди. Музыка рождается, когда все четко выверено и звучит каждая нота. Ни один звук не должен оставаться в тени. Также многое я почерпнул у Таира Исрафиловича Атакишиева, преподававшего мне в консерватории. Вообще, у меня были очень хорошие и сильные учителя, и я всем им очень признателен».

В 1985 году Гёйчаев становится лауреатом Закавказского конкурса, взяв третью премию, и совсем скоро получает приглашение от тогдашнего директора средней специальной музыкальной школы имени Бюльбюля композитора Назима Аливердибекова вначале возглавить в школе ансамбль скрипачей, а затем и вести специальность.

«Назим Агаларович был не только потрясающим музыкантом и директором, но и хорошим человеком, под чьим чутким руководством школа расцвела. И поэтому, возглавив ее, я перенял концепцию Аливердибекова, пытаюсь равняться на него и руководствуюсь теми же принципами».

В годы своей работы в музыкальной школе, Гёйчаев организует детский камерный оркестр «Тутти», который успешно выступил на Всесоюзном музыкальном детском фестивале классической музыки «Музыкальный подснежник» в Челябинске. Сей факт и стал основополагающим, когда в 1994 году на проходивших впервые после восстановления независимости нашей республики Днях культуры Азербайджана в России, камерный оркестр поручили представлять именно «Тутти».

Профессионализм и отменная игра детского оркестра были отмечены также Мстиславом Ростроповичем, когда он посетил Азербайджан в 1997 году.

Спустя год, Гёйчаеву предлагают занять пост художественного руководителя Государственного камерного оркестра имени Гара Гараева. Когда же в 2006 году был создан молодежный симфонический оркестр, выбор художественного руководителя не заставил себя долго ждать. И Теймур Гёйчаев с лихвой оправдал оказанное ему доверие, когда в мае 2008 года оркестр с блеском выступил в Париже в зале UNESCO. А в 2010 году маэстро стал директором той самой школы, куда в шестилетнем возрасте его привела мама.

«Не скрою, в трех направлениях работать непросто. Но, несмотря на всю сложность и колоссальную ответственность, я получаю от своей работы удовольствие. Я имею возможность передать детям все, чем владею сам, чему меня научили. Это и есть тот стимул к активной творческой жизни, ибо я чувствую, что нужен детям, что мои советы помогают им лучше играть и выглядеть. Ведь человек счастлив именно тогда, когда он нужен. И я чувствую себя счастливым, потому что нужен детям, и тем самым ощущаю полнокровность своей деятельности.

Некоторые говорят, что я помешан на музыке, что я фанатик. Я же считаю это профессионализмом. То есть, честно отношусь к своей профессии. Именно честно. Ведь контингент, с которым я имею дело, очень сложный. Это дети. А они чувствуют фальшь лучше, чем кто-либо. И если они почувствуют это во мне, то просто перестанут доверять и слушать мои советы».

Но давайте снова ненадолго вернемся в прошлое. Итак, закончив аспирантуру, Гёйчаев говорит Солмаз ханум: «Ну, вот и все, мама. С образованием покончено. Я скрипач. Как же ты ошибалась, говоря, что я стану дирижером».

Солмаз ханум тогда ничего не возразила сыну. Но с того момента события стали разворачиваться стихийно. Гёйчаев создает «Тутти» и в 1987 году выступает со своим оркестром именно в качестве дирижера. Хотя дирижерского образования у него нет. На том концерте присутствовала и Солмаз ханум, которая подошла к сыну после выступления и спросила: «Теперь ты убедился, что я была права?».

Невзирая, однако, ни на предчувствия матери, ни на свой талант, маэстро считает себя больше педагогом, нежели дирижером.

«Я всегда был неплохим скрипачом, и даже сейчас, несмотря на плотный график, преподаю уроки скрипки. Проблема в том, что одного инструмента мне мало. Я даже больше тяготел к роялю, ввиду его многогранности. Но самый совершенный инструмент это оркестр».

Сценический дебют всегда сопряжен с сильным волнением. Поэтому, чтобы справиться с ним, музыкант должен обладать и некой долей нахальства, которая придаст ему уверенности в нужный момент и не даст потеряться.

Как же чувствовал себя маэстро на своем первом концерте?

«Это было на сцене Филармонии. Я играл скрипичный концерт Моцарта номер 5 ля мажор, и аккомпанировал мне Государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли под руководством Рауфа Абдуллаева. Естественно, я волновался, хотя мне тогда уже исполнилось 25 лет. Главное в такие моменты — взять себя в руки и подчинить сцену своей игре. Поэтому теперь мы часто выпускаем детей на сцену, чтобы они привыкали к ней с детства, и учим их сценической культуре«

Самый запоминающийся концерт в жизни дирижера состоялся в конце декабря 1989 года в Филармонии. Погода в тот день выдалась не из приятных. На улице мороз и снег. Но зрители, среди которых был и тогдашний министр культуры Полад Бюльбюльоглу, все же пришли послушать «Тутти», исполняющего «Concerto Grosso» А.Шнитке. Сложнейшее произведение, и не каждый коллектив берется за него. Оркестр был, как всегда, на высоте, сорвав овации и похвалу Полад муаллима. Самому маэстро концерт, однако, запомнился не столько великолепным исполнением и наличием достаточного количества зрителей в столь холодный день, сколько трагической музыкой «Concerto Grosso», которая будто предвещала события 20 января 1990 года.

«Будучи дирижером двух оркестров, я часто даю концерты за рубежом. И это дает возможность дарить иностранцам звуки нашей музыки, и они восхищаются ею. При этом вы можете сыграть Моцарта, Хиндемита, Пуленка и других известных зарубежных композиторов. Это часто приятно удивляет иностранного зрителя. Ведь многие не знали тогда даже, где находится наша страна. Но сей пробел, к счастью, уже в прошлом. И большую роль тут сыграла деятельность Фонда Гейдара Алиева, который постоянно организует Дни культуры Азербайджана в различных странах. Вспоминаю концерты, посвященные двадцатилетию независимости Азербайджана, а также упомянутое выше выступление молодежного симфонического оркестра в UNESCO. Концерты имели большой резонанс. Мы даже выступали в Ватикане. Звучали тар, кяманча, балабан и другие наши инструменты. Пел ханенде. При этом наши музыканты наглядно показали, что в Азербайджане есть и классическое сопрано, и тенора, что мы не хуже остальных умеем играть на классических инструментах. Все это заставляет почувствовать себя частичкой великой культуры и испытать гордость за страну».                             

                                 

О Теймуре Гёйчаеве можно говорить много. Большой творческий путь, пройденный этим талантливым человеком, полон открытий и достижений на музыкальном поприще. И всего этого просто не уместить в рамки одного очерка.

Напоследок хотелось бы дать нашим читателям один совет от Теймура Гёйчаева — если ваши дети талантливы и склонны к творчеству, не задумываясь, ведите их в музыкальную школу. Поверьте, пройдут годы и вы будете ими гордиться не меньше, чем они гордятся вами.

Мамед Мамедов

http://news.day.az/culture/707567.html

Leave a Reply