|

Баня в мусульманских странах — место культовое. Или немного об истории бакинской бани»Фантазия»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Прежде чем начать сегодняшний рассказ, очень хочу пожелать, чтобы он не оказался реквиемом… И этого, я уверена, хочет любой бакинец! Потому что рассказ пойдет о бане «Фантазия». Завтра этой уникальной бане исполняется 120 лет.

Баня в мусульманских странах — место культовое. Хамамов было, пожалуй, не меньше, чем мечетей. Их огромное количество отмечали все. Наблюдательный турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Баку в 1656 г., писал, что «находящийся на берегу моря большой рабат представляет благоустроенный город, имеющий до тысячи домов, сады, мечети, постоялые дворы, бани, крытый рынок и базар».

Наличие большого количества бань, буквально бросающееся в глаза, в общем, не удивительно: мечеть служит для очищения души, а баня — для очищения тела, что не менее важно. Даже в Хадисах сказано: «Чистота — это половина веры».

Теофиль Готье, французский поэт, журналист и страстный путешественник, также отмечал: «На Востоке чистота тела есть религиозный закон». Этот закон является основополагающим в организации быта древних и современных жителей Востока.

«Только после хамама, — пишет Готье, — ты чувствуешь, что тебя действительно помыли!» Кстати, путешественники в Средние века замечали: вся Европа настолько дурно пахнет, что запах грязи от людей и улиц не перебивают самые сильные благовония. И лишь приезжая на Восток, они наслаждались чистотой и чудесным ароматом.

Кроме места очищения, баня была и местом встреч, культурным центром, своеобразным клубом по интересам. Мужчины заключали там сделки, встречались с друзьями, женщины делились своими секретами, обсуждали новинки моды, кулинарные рецепты, косметологические хитрости, подбирали невест для своих сыновей… Это было сродни выходу в свет — особенно если учесть, что даже ортодоксальные мусульманки в банях находились с открытыми лицами. Кстати, в стародавние времена жена у мужа могла потребовать развода, если он ее раз в неделю не отпускал в баню. А таких причин для развода у мусульманки было от силы три-четыре.

В Баку бани завоевали огромную популярность еще и потому, что в условиях столь жаркого климата просто невозможно обойтись без регулярного очищения тела. Кроме этого, баня служила не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний, ведь среда хамама с влажным паром и невысокой температурой является идеальной — с точки зрения лечебного и косметического воздействия на человеческий организм.

Но главное даже не это. Все в восточной бане подчинено единой цели — расслаблению и отдохновению. В этом — чуть ли не главная ее философия.

В конце XIX в., когда Баку стал поистине местом пересечения Востока и Запада с их непохожими друг на друга культурами, в его облике, в названиях улиц, в моде, в музыке и т.п. причудливо переплетались черты Европы и Азии. Европейские тенденции были, как сейчас говорят, в тренде, поэтому они проявлялись везде, даже в названии бань. В Баку появились хамамы под совершенно немусульманскими названиями: «Эрмитаж», «Декаданс», «Мир», «Фантазия»… Прогрессивные бакинцы хотели идти в ногу со временем.

«Фантазия» была открыта для посетителей 13 января 1897 г., о чем говорит объявление в газете «Каспий»:

К сожалению, в подавляющем большинстве источников указывается неправильный год открытия «Фантазии» — 1880-й или 1886-й (согласно табличке на здании).

Откуда взялась эта ошибка — неизвестно, но о том, что это именно ошибка, говорит не только архив «Каспия», но и тот факт, что в объявлении об открытии упоминается электрическое освещение, которого в 1880 г. в «Фантазии» просто не могло быть, потому что электрические тепловые станции в Баку начали строиться в 1879-1880 гг., и вряд ли в хамам, даже самый роскошный, сразу провели бы электричество.

«Фантазия» стала одной из первых бань, в которых переплелись традиции восточного хамама и европейской роскоши. И одной из первых, которая была номерной. Дело в том, что номерные бани не были характерны для Баку. Традиционный хамам представлял собой одно большое помывочное помещение — не считая прихожей, совмещенной, как правило, с зоной, где можно было раздеться. Еще при классических восточных хамамах была чайхана — снаружи или во внутреннем дворике.

ğ

В большом помывочном помещении непременно присутствовал куполообразный потолок. Такой потолок конденсировал влагу, и она не капала на головы посетителей бани, а стекала по стенам. (По такому же принципу сделана крышка сярпуш.) Воды из соображений экономии подавалось мало — в парилке банщик или сам посетитель тщательно обтирался кисой, а затем обливался водой.

В «Фантазии» все было не так. Клиента встречал огромный вестибюль — «зал ожидания» — с потолками метров пяти высотой, с фонтаном и бассейном с золотыми рыбками, с роскошными коврами на полу, заглушающими шаги. Стены и потолок были украшены искусной лепкой и художественной росписью.

Окна, выходящие во внутренний двор, сделаны в виде шебеке. В каждом отдельном номере класса «люкс» — ванна из куска цельного мрамора и такие же мраморные скамьи, бронзовые краны.

Дорогие дубовые входные двери были подстать внутреннему убранству.

В общем, красота была необыкновенная — не баня, а сказка Шахерезады со всеми атрибутами восточной неги и европейского шика, царство покоя и тишины.

Баня занимала целый квартал — от Армянской до Воронцовской и от Сураханской до Церковной.

Углы бани украшали огромные горельефы в виде головы льва. Из пасти львов текли струи воды и падали в полукруглые резные чаши.

Эту красоту хорошо передает статья из газеты «Каспий», вышедшая 14 мая 1897 г.: «Декоративная сторона бани также выполнена с большими претензиями. По трем углам ее фасадов имеются три больших фонаря, проливающих целое море электрического света; окна горят цветными огнями, а на крыше сияет зарево электрического прожектора.

Внутренняя отделка и обстановка зала и номеров изящна и мила. В зале, играя всеми цветами радуги, бьет электрический фонтан — это изобретение самого владельца бани. Живые и искусственные цветы, масса разноцветных лампочек Эдисона и Грамма, статуэтки, лепные украшения дополняют приятное впечатление».

Из этой же стати мы узнаем подробности, касающиеся и других важных моментов: «Нельзя не благодарить за то, что в ней (в бане — О.Б.) выполнены все требования гигиены, а именно: бани снабжаются совершенной пресной живой колодезной водой; баня содержится в идеальной чистоте и опрятности, а белье дезинфицируется в особых камерах.

При этом цены весьма умеренные, в особенности абонентные (скидки от 15 до 20%). Для летнего сезона предполагается специально пониженная оплата за пользование обыкновенными и медицинскими душами, под которыми можно сразу освежиться, вдруг забыть знойное, палящее и угнетающее бакинское лето».

Дальше мы находим сомнение в том, что новая баня окажется прибыльным заведением: «…большинство бакинских капиталистов предпочитает помещать свои капиталы в нефтяные предприятия, дающие до 30% дивидендов. Владелец же бани «Фантазия» вряд ли выручит 4%, если принять во внимание совершенство и капитальность ее технических приспособлений, специальный водопровод с Шемахинки и проч.».

Однако «Фантазия» выдержала испытание и, судя по косвенным данным, приносила владельцу немалый доход. Потому что молниеносно стала очень популярным в городе заведением. Богатые купцы и нефтепромышленники привозили сюда в роскошных фаэтонах своих дам, «купали их в бассейнах, поливая шампанским, а в номерах предавались утехам покупной любви, и запивали эту любовь дорогими винами, заедали фруктами, одним словом — гуляли!» (Ирэн Голда, «Баку моего детства в миниатюрах»).

В «Фантазию» стремились все, кто приезжал в Баку. Это было нонсенсом — приехать в Баку и не посетить «Фантазию» (как пишет та же И.Голда). Так что владельцы явно не прогорали! Сюда отправлялись даже не столько для того, чтобы помыться, а чтобы прикоснуться к европейской культуре.

Долгое время после установления советской власти в «Фантазии» все оставалось примерно так же: каждый поход туда был сказкой, праздником, чудом. «Удивительное дело, — пишет И.Голда, — «Фантазию» не уничтожили, не разорили, не разграбили, и дошла она в почти первозданном виде до нашего времени — как сколок старой жизни, фрагмент жизни дореволюционного Баку.

И мы смогли всю эту красоту увидеть, и, главное, воспользоваться ею, и пусть не часто, т.к. билеты стоили достаточно дорого для нас — целый рубль, цена хорошего номера на час. И все же несколько раз в год мы приходили сюда, заранее выстаивая очередь, и с замирающим сердцем входили в эту сказку жизни, где даже мытье было не рутинной необходимостью, а блаженством и удовольствием, и пили чистейшую шалларскую воду из фонтанчиков, и плескались в бассейне после мытья, пока рассерженные родители криком не прекращали эту бесконечную радость. А потом поставили автоматы, и мы пили крем-соду из них, такую вкусную, какой не было нигде. И бегали с другими детьми по мягким коврам, закрывающим все полы в коридорах, и радовались этому великолепию, которого не было в нашей жизни, и которое, оказывается, так приятно, когда оно есть, и ты можешь им воспользоваться…»

Теперь правильнее будет сказать — можно было воспользоваться. В последние годы «Фантазия» хоть и работала, но представляла собой совершенно не фантастическое зрелище: на крыше — мох и какая-то трава, каменная резьба местами попорчена, из пастей львов уже давно не течет шолларская вода…

Сегодня «Фантазия» в жалком и удручающем виде стоит в окружении руин с выбитыми стеклами… И ждет своей участи. Какой она будет? Никто не говорит. Ну и что, что памятник архитектуры? Мало ли у нас уже снесли таких памятников?!

Завтра «Фантазии» исполнится 120 лет. Хотелось бы, чтобы исполнилось и 130, и 140, и 150… Так будет — если мы не будем равнодушными и трусливыми и защитим народное достояние, свою историю и культуру!

Некоторые фото взяты с сайта www.ourbaku.com

«Очевидное и Вероятное» — Блог Оксаны Булановой

http://olaylar.az/news/blog-oksana/206772

Leave a Reply