|

Азербайджан – Иран: сотрудничество в Каспийском регионе

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

google

Парвана РУСТАМОВА

Аспирант Львовского Национального Университета имени И.Франка  (Украина)

PeriRustamova865@gmail.com

Введение 

Актуальность темы исследования определяется стратегической важностью Каспийского региона и взаимоотношений двух прикаспийских государств: Азербайджана и Ирана в контексте двустороннего формата сотрудничества с учетом национальных интересов, геополитических целей и позиций сторон.  В современном мире роль и значение взаимовыгодного сотрудничества, созданного на принципах взаимоуважения и взаимодоверия, являются фундаментом мирного сосуществования. Именно поэтому азербайджано-иранские отношения по политическому, экономическому, культурному сотрудничеству, также статус Каспийского моря и перспективы подписания  Конвенции о статусе Каспийского моря, анализ современного взаимоотношения этих стран актуальны и заслуживают внимания.

1.Нейтрально-формальные взаимоотношения
Азербайджана и Ирана в Каспийском  регионе

Отношения между Исламской Республикой Иран и Азербайджанской Республикой имеют давнюю историю. Общая религия, культурные традиции и историческое прошлое объединяют судьбу двух народов.
Исламская Республика Иран признала независимость Азербайджана 25 декабря 1991 [16]. Дипломатические отношения между государствами были установлены 12 марта 1992.
В 1993 состоялся первый визит президента Ирана Хашеми Рафсанджани в Баку. После прихода к власти Гейдара Алиева, Азербайджан стал проводить политику добрососедства с Ираном. В 1994 году президент Азербайджана Гейдар Алиев совершил визит в Иран. В результате визита был подписан ряд договоров. Уже в 2004 году в городе Тебриз было открыто Генеральное консульство Азербайджанской Республики [15].
Мирное сосуществование и взаимное доверие сторон является основным фактором безопасности и стабильности в регионе. Однако в первые годы независимости Азербайджана, отношения Азербайджан – Иран – можно было называть напряженными. Был перечень вопросов, которые не нашли консенсуса. Именно поэтому, если проанализировать отношения этих государств с начала 90-х годов, то можно увидеть радикальные трансформации, связанные с историческими, культурными, политическими факторами. Негативное отношения Ирана к присутствию Запада в Каспийском регионе, (хотя на официальном уровне стороны признают Каспий морем мира, безопасности и сотрудничества), вопрос Южного Азербайджана (сегодня Иран), где проживают этнические азербайджанские тюрки, ирано-армянские отношения – в основном выступают факторам негативного влияния в отношениях между Ираном и Азербайджаном [11].
Интересы Тегерана не всегда совпадают с интересами прикаспийских государств, в том числе Азербайджана. Деятельность Ирана в Каспийском регионе направлена не только на добычу энергетических ресурсов, а также на экономическое и военно-политическое присутствие. Иранский фактор в геополитике Каспия выделяется отдельным вопросом в исследованиях Парвина Дарабади, который определяет основную цель Ирана в предотвращении присутствия прозападных сил, способных ограничить доступ Ирана к важным стратегическим регионам [7, c.169].
Позиция Ирана по вопросам освоения нефтяных ресурсов Каспийского моря, на протяжении длительного времени была сходной с позицией России [9, c.205]. Именно Российская Федерация является стратегическим партнером и союзником Ирана в регионе. Однако гипотеза о союзах в регионе есть абсолютной фикцией. Советник по вопросам внешней политики Азербайджана Вафа Гулузаде отрицает существование блока Россия –Иран–Армения или Азербайджан–Израиль–Турция – США. В свою очередь заместитель Президента Азербайджанской Республики по общественно-политическим вопросам Али Гасанов отмечает, что среди стратегических интересов Ирана есть вопрос по предотвращению присутствия нерегиональных государств и военных блоков в Средней Азии, Южном Кавказе и Каспийском бассейне [5].
Иран выступает против того, чтобы Азербайджан привлекал западные компании в разработку нефтяных месторождений на Каспии [14]. Такой политический маневр Ирана является необоснованным, поскольку Азербайджан проводит правомерную деятельность, не нарушая суверенные права прикаспийских государств. В статье сборника Гарвардского университета указано: «Россия и Иран – близкие союзники и Каспийский регион входит в круг их экономических интересов» [29]. Стоит отметить, что в результате проведения VI Каспийского саммита 2014 года, по инициативе России между прикаспийскими государствами был подписан консенсус по предотвращению иностранной военного присутствия в Каспийском море [20]. Сотрудничество с НАТО имеет стратегическое значение для Азербайджана. В первую очередь это связано с реформами оборонной политики и опытом, который получают азербайджанские офицеры во время миротворческих операций. Известно, что в результате саммита НАТО в Чикаго (2012 г.) была принята Декларация по основным принципам политики Североатлантического союза в энергетической безопасности [5].
В 2012 году по инициативе директора Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана Фархада Маммедова была проведена конференция «Роль НАТО в обеспечении энергетической безопасности Каспийского бассейна и охраны важных энергетических структур». На конференции обсуждались проекты Naboco West и TAP – транспортировка и продажа азербайджанского газа в Европу. Это позволит Азербайджану усилить энергетическую политику и получить экономическую выгоду от реализованных проектов.
Однако дискуссии о деятельности НАТО в Каспийском море являются нелогичными, когда отсутствуют официальные данные о подобных действиях. На саммитах прикаспийских государств фактически всегда отмечается важность безопасности и мирного сосуществования государств Каспийского региона.
В 2001 году был инцидент, который негативно повлиял на двусторонние отношения Азербайджан–Иран. Иранские военные корабли угрожали Азербайджанскому судну, не допуская выполнения сейсморазведочный работы в каспийских нефтяных месторождениях, принадлежность которых была спорной для Тегерана. Иран постоянно прибегал к провокациям, нарушая воздушное пространство Азербайджана, что обусловило временное напряжение отношений между государствами. Сотрудничество Азербайджана с Израилем в сфере военной безопасности также постоянно настораживает Иран. Например, аналитик Анар Валиев называет отношения Азербайджан–Иран «негативно – нейтральными», обосновывая это отсутствием взаимных уступок, особенно обращает внимание на события 2011 года, когда Азербайджан наращивать военный потенциал,  обретая израильское оружие, беспилотные объекты на сумму 1,6 млрд. дол. Напряженные отношения Ирана с Израилем весьма известны, поэтому, Иран расценивает сближение Азербайджана с Израилем, вызовом или опасностью [4, c.2]. Вероятно, что безопасность в регионе Каспийского моря важна для каждой прикаспийской страны, где Азербайджан не является исключением. Наращивания вооружения является гарантом будущей безопасности, самозащитой современного государства, особенно когда речь идет о стране, которая перебывает в пост конфликтной фазе.  Официальный Баку не выступал с угрозами в отношении Ирана или против ее правительства, территориальной целостности, поэтому действия Азербайджана не должны вызывать у соседних стран такую реакцию.
16 октября 2007 г. в Тегеране состоялся второй саммит прикаспийских государств, (первый состоялся в Ашхабаде, 2002 г.). В результате была подписана Декларация между государствами Каспийского бассейна, нормы которой были направлены на экономическое и политическое региональное сотрудничество. Иран пытался создать все возможные условия для новой региональной структуры – организации прикаспийских государств, в которой роль Ирана будет значительной. Тегеранский саммит открыл огромный потенциал для активизации пятистороннего сотрудничества по всем аспектам каспийской проблематики, кроме статуса Каспийского моря. Целесообразным было принятие решения по охране биоресурсов Каспийского моря, установления квот по вылову осетровых рыб и борьбы с браконьерством. Государства отказались от использования агрессии и запрещали иностранное вмешательство в вопросах региональной безопасности или размещения военных баз.
Вопрос о статусе Каспийского моря был отложен до следующего саммита, который был проведен в Баку, 18 ноября 2010 года. На этой встрече Президент Ильхам Алиев подчеркнул важную вещь: «Мы не конкурируем в сфере энергетики, наоборот, мы успешно сотрудничаем. Это сотрудничество служит интересам всех государств» [31]. То есть, Азербайджан выразил свою готовность позволить соседним государствам использования свои транзитные возможности. Правительство Азербайджана тактически подходит к сотрудничеству с прикаспийскими государствами, в частности по вопросам энергетической безопасности. Во время встречи было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии.
После прихода к власти Х. Рухани (2013) в отношениях Иран–Азербайджан начинается новый, более конструктивный диалог. На официальной встрече президентов, в сентябре 2014 года, обсуждался вопрос проекта «Север-Юг» и объединения ирано-азербайджанских железнодорожных путей [21]. Впервые было заявлено о необходимости выработать общие позиции обоих государств в международных организациях. В ноябре, в 2014 было подписано Совместное заявление о дружбе и сотрудничестве между Ираном и Азербайджаном. В ст.5 указано: «Обе стороны договариваются продолжать сотрудничество между странами Каспийского моря и принять конвенцию о правовом режиме Каспийского моря» [27]. В общем, Азербайджан придает особое значение отношениям с прикаспийскими странами в нефтегазовой сфере. Компании из Ирана и России успешно принимают участие в качестве инвесторов в разработке нефтегазовых ресурсов в азербайджанском секторе Каспийского моря.
Иран является третьей страной в мире по запасам нефти (157.8 млн. бар. нефти) и второй по запасам газа (33.6 трлн. куб. м.) [25]. Для Исламской Республики стратегически важными выступають не только природные ресурсы Каспийского, но и сам регион — как центр геополитических маневров, энергетической безопасности и глобальных проектов прикаспийских государств. Именно через реализацию региональных проектов, прикаспийские государства имеют возможность выхода в открытое море через проложенные трубопроводы. Находясь под санкциями ЕС и США, Иран не имел таких возможностей.

2.Новый формат взаимоотношений Азербайджана
и Ирана в контексте региональных перспектив

После снятия американских санкций против Ирана (2015 года) ситуация в регионе изменилась. По инициативе президента Азербайджана И. Алиева был проведен трехсторонний саммит с целью регионального сотрудничества Азербайджан–Иран–Россия. Официальная встреча глав государств состоялась в Баку, 8 августа 2016 года [15]. Проведение такого саммита придавало всем сторонам преференции и выгоды. По итогам встречи глав государств была принята совместная Декларация, которая призвала стороны рассматривать «Каспийское море как море мира, дружбы, безопасности и сотрудничества, подтверждая важность скорейшего принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» [8].
Директор Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики Фархад Маммедов, отметил, что Азербайджан придает особое значение региональному сотрудничеству: «Новый формат стратегического партнерства между прикаспийскими государствами положительно повлияет на переговоры о статусе Каспия в будущем» [28]. Проведение этого саммита имеет значение конструктивного прагматизма, ведь Азербайджан заинтересован в том, чтобы все стороны имели равные, взаимовыгодные условия для сотрудничества. Такое поведение правительства Азербайджана демонстрирует готовность государства к всестороннему сотрудничеству, а не конкуренции. Именно последние годы являются доказательством стабильных, экономических и политических отношений между двумя государствами.
В статье Фариза Исмаилзаде (CACI Analyst) об ирано-азербайджанских отношениях, подчеркивается важность роли Азербайджана для Исламской Республики, особенно учитывая возможность тесного сотрудничества Иран – ЕС: «Азербайджан – является окном и полезной платформой для Ирана в отношениях с ЕС» [26]. Иран в будущем может стать участником Трансанатолийского проекта (TANAP). Азербайджан предлагает Ирану возможность использования своей инфраструктуры для поставок нефти и газа на мировой рынок, особенно через трубопроводы ТANAP и Баку–Тбилиси–Джейхан. В 2015 году велись переговоры между Национальной нефтяной компанией Ирана и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) о сотрудничестве в Каспийском регионе. Поскольку реализация этого проекта завершится в 2018 года, у правительства Ирана есть еще время для принятия окончательного решения. Обе стороны понимают стратегическое значение этого сотрудничества, так для Ирана – это возможность доставки иранского газа в Европу через территорию Азербайджана, то есть Иран может стать потенциальным экспортером газа в Европу. Энергетические вопросы являются приоритетными для обеих сторон [30, c.5]. Глава государства Исламской Республики Х.Рухани во время встречи с президентом Азербайджана И. Алиевым, в ноябре 2014 года, отметил: «Посредством Азербайджана и Кавказа мы можем соединиться с Европой, а для Азербайджана — это возможность объединиться с южными коридорам и океанами» [24]. Именно современная инфраструктура Азербайджана в Каспийском регионе привлекает не только Иран, но и другие прикаспийские государства. Поэтому, присоединение Ирана к TANAP является вероятным, особенно в условиях, когда ЕС и США отказались от экономических и финансовых санкций против Ирана. Во время заседания Кабинета Министров в октябре 2016 года, Президент Ильхам Алиев отметил важность экспорта товаров на новые рынки, в том числе в государства Персидского залива, Азии и Китая [19].
Известно, что Азербайджан поддержал Иран относительно права на развитие ядерной программы в мирных целях. Об этом было сказано министром иностранных дел Азербайджана во время интервью «Caucasus Contex» [22]. Азербайджан всегда поддерживал принцип мирного соседства, не желая увеличения числа своих врагов. Власти Ирана выступали с официальными заявлениями о поддержке Азербайджана в армяно-азербайджанском конфликте, однако действия Тегерана противоречили официальной позиции. 1995 между Арменией и Ираном был построен мост длиной в 192 м. на реке Араз. В начале 90-х годов велась массовая пропаганда армян в Иране, говорилось даже о совместном арийском роде армян с иранцами, с целью вызвать у населения анти-азербайджанские настроения. Иран не всегда проводил открытую («прозрачную») политику по проблеме Нагорного Карабаха. Бывали случаи, когда в парламенте ИРИ армянские депутаты осуждали Азербайджан. Иран поддерживает Армению в экономических и военных сферах, улучшает военно-стратегические отношения, что выступает фактором ухудшения отношений между Азербайджаном и Ираном [2, с.259]. Безусловно, что в таких условиях возникает проблема отсутствия стабильных и стратегических отношений между двумя важными актерами региона. Однако Азербайджан является государством–участником Организации Исламской конференции и будучи частью исламского мира, Азербайджан имеет полное право на поддержку стран – членов этой организации, в том числе соседнего Ирана. Известно, что в отношении Азербайджана проводится политика двойных стандартов, ведь несмотря на принятые резолюции Совета Безопасности ООН по Карабахскому конфликту, Армения продолжает проводить агрессивную и оккупационную политику в отношении Азербайджана, нарушает нормы международного права, но при этом мирового сообщество не принимает важных мер. В статье Тахиры Аллахяровой – эксперта из Центра стратегических исследований АР: «Большая опасность, которую забывают глобальные актеры», говорится: «Правительство США ежегодно вспоминает так называемый «геноцид армян» в то время, как о Ходжалинском геноциде против азербайджанского народа даже не упоминается. Это и есть примеры политики двойных стандартов в отношении Азербайджана» [1].
После прихода к власти Х. Рухани позиция Ирана постепенно трансформируется. Официальный Тегеран заявляет о готовности участвовать в миротворческой миссии и переговорах по решению нагорно-карабахской проблемы. Иран не является членом Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано–армянского конфликта, однако безопасность южного региона является важным вопросом для Ирана и возобновление боевых действий представляют угрозу не только Ирану, но и всему региону.
Таким образом, отказ от ядерной программы, интеграционные процессы Ирана и участие в региональных проектах международного значения – является прагматичным и сознательным курсом современного Ирана.
Анализируя азербайджано-иранские отношения в контексте именно Каспийского региона, в частности Каспийского моря, невозможно не упомянуть позицию Ирана по статусу Каспийского моря. Это является проблемой, решение которой потребует длительного времени. Общеизвестно, что Иран придерживается принципа «кондоминума» в вопросе по определению статуса Каспийского моря. Кондоминиум – это совместное владение «от лат. con (cum) — вместе и dominium — владение» двумя или более государствами [3, c.65]. После распада СССР, Каспийское море уже принадлежало не только Ирану и Советскому Союзу (России) но и государствам правопреемникам. Современное понимание этого правового понятия дает возможность анализировать проблему статуса Каспийского моря, которое является общим, суверенным владением всех прикаспийских государств.
По мнению иранского ученого М.Р.Дабири, «правовой статус кондоминиума позволит обеспечить мир в регионе и возможность его экономического развития, предоставляя право использования его ресурсов» [6, с.98 — 99]. Иран в вопросе о статусе Каспийского моря руководствуется положениями договоров 1921 и 1940 года, считая, что образовавшиеся на побережье Каспия государства обязаны принять их. Со временем позиция Ирана относительно процентной доли Каспийского моря меняется. Так, специальный представитель ИРИ по Каспию М.Сафари отмечает: «В случае раздела Каспия, Иран будет обладать суверенным правом на 20% его акватории», хотя сейчас имеет 13% береговой линии. Однако, верно было подчеркнуто азербайджанским аналитиком М. Мамедовым: «Иран хочет получить не просто акваторию и морское дно, а конкретные готовые к разработке месторождения» [10, c.255].
По сравнению с предыдущими годами, вопрос статуса Каспийского моря постепенно находит свое решение, ведь стороны демонстрируют свою готовность и реализуют практические действия по решению этой проблемы. Так, например, в августе 2016 была принята Совместная Декларация в Баку, где Азербайджан–Иран–Россия, выразили конкретную позицию и готовность принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря [12]. Статус Каспийского моря является вопросом не только геополитики или государственного интереса, это вопрос региональной безопасности. Геополитические инициативы Азербайджана способствуют формированию нового формата сотрудничества в регионе и усилению двусторонних отношений. В Азербайджанском секторе Каспийского моря имеются месторождения «Азери», «Чираг», «Гюнешли» и «Кяпаз». Это уже свидетельствует о факте секторального признания Каспия. Поэтому, Иран или любое другое государство не имеет права претендовать на то, что не входит в круг их суверенных прав. К тому же, у Ирана нет такой сильной инфраструктуры как у Азербайджана ибо для разведочной работы новых месторождений это необходимо [23, с.98].
Решение проблемы международно-правового статуса Каспийского моря будет способствовать обеспечению режима безопасности в регионе. Если раньше Ирану приходилось решать вопрос с одним актором, то после распада Советского Союза, проблема военной безопасности в акватории водоема решаться с учетом четырех других субъектов, которые имеют разную внешнеполитическую ориентацию. Также, несмотря на значительные запасы нефти и газа в Персидском заливе, состояние экономики Ирана было ограничено рядом возможностей, что было обусловлено международными санкциями.
В работе Д.Эйвазова «Государства и регионы: системный анализ безопасности постсоветского пространства», верно подчеркивается: «Военно-политические возможности исторических конкурентов в борьбе за влияние в Центральной Азии – России и Турции – отличались от иранских. РФ могла опираться на собственный военно-промышленный комплекс, Турция — на поддержку своих союзников по НАТО, а Иран –лишь на себя» [13, с.99]. Сегодня, Иран заинтересован в формировании широкого формата сотрудничества с прикаспийскими государствами, в частности Азербайджаном и РФ. Безусловно, во внешней политике Ирана вопросы безопасности Каспия являются приоритетными, особенно учитывая угрозу превращения региона в военно-политический плацдарм США или других западных государств. Именно поэтому активность Ирана во время саммитов Прикаспийских государств построена на этих приоритетах. Иран формирует новую, продуманную политику, направленную на многостороннее сотрудничество и выход на западные рынки. Если Иран будет продолжать активное сотрудничество, дружеские отношения с Азербайджаном, избегая провокаций и враждебного отношения, то это создаст уникальную возможность для сохранения стабильных и приоритетных для обеих сторон длительных взаимовыгодных отношений. Иран постепенно будет выходить из международной изоляции, что будет побуждать правительство менять свой исторический подход и политику в регионе, в частности в отношениях с Азербайджаном, то есть, от конкуренции и враждебности к сотрудничеству и партнерству.
Военное присутствие внерегиональных акторов в Каспийском море является недопустимой. Азербайджан не допускает военное присутствие НАТО или других блоков на своей территории. Это вопрос времени и обстоятельств. Этот фактор должен сближать ирано-азербайджанские отношения, учитывая общие позиции в данном вопросе. Для каждого государства Каспий связан с национальной, военно-политической и экономической безопасностью.
Отношения Иран–Азербайджан имеют не только геополитическое значение в регионе, но и исторически обусловлены. Так, после подписания Туркменчайського и Гюлистанских договоров, территория Азербайджана была разделена между Персией и Российской империей. Неудивительно, что именно на юге Ирана – (Тебриз, Хой, Урмия, Ардебиль, Марага) проживают более 30 млн. этнических азербайджанских тюрков, говорящих на азербайджанском тюркском языке. Государство, на территории которого проживает такое значительное количество этнического большинства, должна учитывать и обеспечивать соблюдения прав этого народа. В ряде случаев эти права нарушались. Однако, если ситуация будет стабильной, то сегодня и в ближайшем будущем не будут возникать угрозы или возможные инциденты вследствие напряженных отношений между двумя государствами.

Заключение

Анализ отношений между Азербайджаном и Ираном показал, что наметился новый формат сотрудничества, инициатором которого выступила Азербайджанская Республика, проявившая готовность к активному двустороннему, стабильному и дружескому сотрудничеству. Иран постепенно проводит новый вектор внешней политики, трансформируя «антизападное» направление на многовекторную и региональную дипломатию. Именно в этом контексте роль Азербайджана для Ирана имеет особое значение, учитывая геополитическую роль Азербайджана и растущие возможности. Построение эффективных партнерских отношений Азербайджан — Иран позволит сторонам находить взаимную выгоду в вопросах, имеющих стратегическое значение, в частности в вопросах, касающихся статуса Каспийского моря, энергетической и региональной безопасности. Санкции против Ирана ограничивали региональные и международные возможности развития государства.  Азербайджан всегда выступал против этих санкций и поддерживал Иран. Именно после прихода к власти общенационального лидера Гейдара Алиева, отношения между Ираном и Азербайджаном вступили в новый этап. Внешняя политика Азербайджана в регионе направлена на взаимное сотрудничество. В перспективе проблемные вопросы между странами могут найти свое решения, учитывая целенаправленную и дальновидную политику глав этих государств.

Список использованной литературы:

На азербайджанском языке:
1.    Allahyarova T. Qlobal güclərin unutdurmağa çalışdığı ən böyük təhlükə. // «Azərbaycan» qəzeti, 29.10.2014. — http://www.azerbaijan-news.az/index.php?mod=3&id=52576
2.    Talıblı S. İran İslam Respublilasının Qafqaz siyasətində Dağlıq Qarabağ problemi (1991- 2005). Bakı: Elm və təhsill,  2016, 259 s.

На русском языке:
3.    Бабурин С.Н. Мир империй. Территория государства и мировой порядок. Санкт – Петербург: Изд. – «Юридический центр Пресс», 2005, с.770
4.    Валиев А.М. Азербайджано–иранские отношения Quo vadis, Баку?/ Азербайджанская дипломатическая академия // PONARS Eurasia, Аналитическая записка № 244 – 2012.
5.    Гасанов А. Подход Ирана к Каспийско – Черноморскому бассейну и безопасности Южного Кавказа, геостратегические интересы Азербайджана в области безопасности. /15.07.2013/ — http://az.strategiya.az/old/?m=xeber&id=19714
6.    Дабири М.Р. Правовой режим Каспийского моря: экономическое развитие региона на основах добрососедства в новых условиях.// «Казахстан и мировое сообщество» научно-аналитический журнал, Алматы: 1995, № 1 (2).
7.    Дарабади П. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. Москва: Весь мир, 2010,  216 с.
8.    Декларация Президентов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран и Российской Федерации. Официальный документ. /09.08.2016/ —
http://ru.president.az/articles/20776
9.    Кожокин Е.М. Независимый Азербайджан: ориентиры: в 2-х томах. Российский институт стратегических исследований. Москва, 2000, 500 c.
10.    Маммедов Р.Ф. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра. Баку: Азернешр, 2006,  255 c.
11.    Официальный визит Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Исламскую Республику Иран. Исторические справки. /18-20 мая 2002 г./ —
http://lib.aliyev-heritage.org/ru/98441893.html
12.    Российско-ирано-азербайджанская встреча: новый образец трехстороннего формата сотрудничества. // Газета «Бакинский рабочий» /12.08.2016/ —
http://br.az/politics/20160812104557979.html#page1
13.    Эйвазов Дж. Державы и регионы: системный анализ безопасности постсо-ветского пространства. Стокгольм: Издательский дом CA&CC Press®, 2015, 320c.

На английском языке:

14.    Alili A. Azerbaijan and Iran after the sanctions: The pathways of advanced engagement and confrontation. Center for economic and social development. /2015/ -http://cesd.az/new/wp-content/uploads/2016/01/Azerbaijan-and-Iran-after-theSanctions.pdf
15.    Azebaijani, Iranian and Russian presidents hold trilateral meeting. Official meeting.
/08.08.2016/ —  http://en.president.az/articles/20843
16. Azerbaijan – Iran relations. Ministry of Foreign Affairs of Azerbaijan Republic //
Bilateral relations. Asia. /18.09.2014/ — http://www.mfa.gov.az/files/file/Azerbaijan_-_Iran_relations_18.09.2014.pdf
17.    Azerbaijan – Iran relations. «Heydar Aliyev Heritage» International Online library. Materials. — http://www.lib.aliyevheritage.org/en/index.html
18.    Chicago Summit Declaration Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council. NATO Summit in Chicago. /20.05.2012/ — http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_87593.htm?selectedLocale=en
19.    Closing speech by Ilham Aliyev at the at the meeting of Cabinet of Ministers dedicated to results of socio-economic development in nine months of 2016 and future objectives. News. /07.10.2016/ — http://en.president.az/articles/21330
20.    Dettoni J. Russia and Iran lock NATO out of Caspian Sea. The Diplomat journal. /01.10.2014/ —  http://thediplomat.com/2014/10/russia-and-iran-lock-nato-out-of-caspian-sea/
21.    Dr. Rouhani in a meeting with president of Azerbaijan: Tehran, Baku call for expansion of ties. /The official website of The President of Islamic Republic of Iran  /29.09.2014/ — http://president.ir/en/81510
22.Foreign Minister Elmar Mammadyarovs interview to “Caucasus Context” journal. Interviw in Baku. /17.07.2007/ — http://www.mfa.gov.az/news/882/3835
23.    Frappi C., Garibov A. The Caspian Sea Chessboard Geo-political, Geo-strategic and geo-economic analysis. İSPİ – SAM: EGEA, 2014.
24.    Ilham Aliyev and President of the Islamic Republic of Iran Hassan Rouhani made statements for the press. /The official website President of Azerbaijan Republic /12.11.2014/ — http://ru.president.az/articles/13390
25.    Iran – «The six». Which side to benefit from lifting of sanctions // Caspian energy analytical group // Caspian energy news paper, 10.04.2015 — http://caspianenergy.net/en/investor-en/21707-iran-the-six-which-side-to-benefit-from-lifting-of-sanctions
26.    İsmailzade F. A breakthrough in Iran-Azerbaijan relations? // ADA University, The CACI Analyst // The Central Asia- Caucasus Analyst. – A biweekly briefing on current affairs. / 19.02.2016
27.    Joint Statement on Friendship and Cooperation between Iran and Azerbaijan. / The official website of The President of Islamic Republic of Iran /13.11.2014/ — http://president.ir/en/82437
28.    Mammadov F., Sazhin V. Baku – Moscow – Tehran: Geopolitical alliance?  Center for Strategic research, Baku. /10.08.2016/ — http://sam.az/articles/view/baku—moscow—tehran-geopolitical-alliance/en
29.    Nassibli N.L. Azerbaijan – Iran Relations: Challenges and Prospects (Event Summary). Kennedy School of Government, Harvard University. n/25.10.2016/ — http://belfercenter.ksg.harvard.edu/publication/12750/azerbaijan_iran_relations.html
30.    Serdaroglu O. After the Deal: The EU and Iran’s Energy Promise. / Institute for Security &Development Policy // Policy Brief,  No. 177, Stockholm — May 8, 2015.
31.    Summit of Heads of Caspian littoral States was held in Baku. /The official website of The President of the Republic of Azerbaijan /18.11.2010/ — http://ru.president.az/articles/1126

Pərvanə Rüstəmova
Azərbaycan–İran: Xəzər regionunda əməkdaşlıq 

Məqalə Azərbaycan–İran əlaqələri və bu iki dövlətin Xəzər regionundakı maraqları və prioritetlərinə həsr edilmişdir. Cari ikitərəfli münasibətlər yaxın əməkdaşlıq və konstruktiv dialoqa yönəldilmişdir. Azərbaycanın xarici siyasəti qarşılıqlı hörmət və sülh prinsiplərinə əsaslanaraq reallaşır. Azərbaycan həm bölgədə, həm də dünyada yeni əməkdaşlıq formatı nümayiş etdirir. Yeni transmilli layihələr İran və Azərbaycan üçün perspektivdə böyük faydalar qazandıracaq. Azərbaycan İrana tətbiq olunan sanksiyaların əleyhinə olmuşdur. İranın sanksiyalardan azad olması ölkəyə yeni imkanlar yaradacaq və buna görə Azərbaycanın strateji əhəmiyyəti və Azərbaycanla əməkdaşlıq qonşu dövlət üçün prioritet olacaq.

Parvana Rustamova
Azerbaijan – Iran: the cooperation in the Caspian region 

This article is devoted to the problem of bilateral relations between Azerbaijan and Iran and to the interests and priorities of the two countries in the Caspian region. The current bilateral relations are aimed at close cooperation and a constructive dialog. The foreign policy of the Republic of Azerbaijan is based on the principle of mutual respect and peace, demonstrating an excellent format of cooperation both to the region and the whole world.  New transnational projects will bring great benefits to both countries. Azerbaijan was opposed to the international sanctions imposed on Iran. Moreover, the lifting of most financial and economic sanctions opens up a new world of opportunities for Iran. In light of recent developments the strategic role of Azerbaijan in the region has increased, making Iran’s cooperation with Azerbaijan look promising.

 

http://stj.sam.az/post/%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5

Tags: , , , , , , , , ,

Leave a Reply