|

Аяз Салаев — влюбленный в кино

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Трудно встретить человека, который не любил бы кино. Скорее всего, таких людей вовсе не существует. Вопрос лишь в том, какое место кино занимает в жизни того или иного зрителя. Ведь все любят по-разному. Одни предпочитают смаковать картину на большом экране кинотеатра, а другие — развалившись на диване перед телевизором. Но есть и другая категория — киноманы. Обычным просмотром фильма их не удовлетворить. Кино для них — отдельная наука, во многом благодаря которой кинематограф постоянно совершенствуется. Сегодня мы поговорим о главном киномане нашей республики, заслуженном деятеле искусств Азербайджана Аязе Салаеве.

Прогресс. Не нужно больше стоять в очередях у кассы кинотеатра, прибегать домой вовремя, чтобы не пропустить начало фильма, а также платить деньги за прокат видеокассеты или диска. Все это далеко в прошлом. Живя в эпоху Интернета, без труда можно найти и посмотреть любой фильм. Разве это не здорово? Неспеша заканчиваешь все свои дела, устраиваешься поудобнее, вбиваешь в поисковую систему фразу «смотреть онлайн» и — вуаля…

Однако, все-таки есть кое-что, о чем нельзя вспоминать без ностальгии. Например, о программе «Ретро», притягивавшей телезрителей к голубым экранам каждым субботним вечером.

Перед показом очередного образца классики мирового кинематографа, «Ретро» знакомило нас с историей зарождения той или иной картины, с биографией и фильмографией его режиссера, актеров и многими другими интересными фактами. Зритель стал понимать, что именно хотел сказать режиссер, в чем суть картины. И вот, детища классиков кинематографа стали приобретать в сознании обычного обывателя определенный смысл, тот самый, благодаря, которому их имена навсегда вписались в плеяду великих режиссеров.

Начиная с мая 1983 года и до конца своего существования, «Ретро» являлась одним из лидеров среди программ, транслируемых национальным телевидением.

Первым ее ведущим был именно Аяз Салаев, в чьем мягком и неторопливом монологе проявлялась бескрайняя любовь к «важнейшему из искусств», которая передавалась и зрителю. Для того чтобы узнать, как зарождалась эта любовь, мы решили совершить небольшое путешествие в прошлое.

Тот, кто рос в середине шестидесятых годов, наверняка, помнит семейные походы в кинотеатр, превратившиеся в некую традицию. В те времена советские люди воспринимали это не просто как приятный досуг после серых рабочих будней, а как чуть ли не единственную возможность увидеть жизнь по ту сторону железного занавеса.

«Мы тоже часто ходили в кинотеатр, и я уже с четырех лет влюбился в кинематограф. Я запоминал практически все: какой был день, число, месяц, время суток, название кинотеатра, какая стояла погода, кто играл главные роли, ну и, конечно, названия самих картин. Каждый раз, собираясь на очередной сеанс, я воспринимал это как праздник. Еще ребенком я чувствовал, что кино — это, то самое, чем бы мне хотелось заняться в будущем».                       

Чувства не обманули мальчика. Его влечение с возрастом еще больше усиливалось. В школе он сбегал с уроков, покупал билет и, сидя в темном зале кинотеатра, зачарованно вглядывался в каждую сцену, разворачивающуюся на большом экране. Он ни на секунду не задумывался, чему посвятить свое будущее, никаких других вариантов кроме кинематографа не рассматривалось. Поэтому, оказавшись на пороге окончания школы, долго раздумывать ему не пришлось. Аяз еще подростком дал самому себе слово поступить в Институт кинематографии.

Итак, молодой человек отправился в Москву, где вскоре стал студентом факультета киноведения Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Учиться в таком престижном вузе поначалу было нелегко, но Аяз Салаев принадлежит к той породе людей, которые неизменно идут к поставленной цели. Более того, учеба привлекала его. Ведь он изучал то, что ему нравилось. Углубляясь в познание необходимых дисциплин, он начал по-новому смотреть на кино.

«Помимо сюжета, я стал больше интересоваться самим процессом создания фильмов, их предысторией, спецификой. Мне хотелось самому снять свой собственный фильм».

Знал ли молодой человек, что спустя всего год после своего возвращения в Баку в нем станут узнавать знаменитость республиканского масштаба? Но давайте по-порядку.

Итак, в 1982 году Аяз Салаев, являясь профессиональным киноведом, начинает свою трудовую деятельность в качестве заместителя редактора на киностудии «Азербайджанфильм». Примерно в это же время на телевидении зародился проект, суть которого заключалась в ознакомлении граждан советского Азербайджана с классикой мирового кинематографа. Оставалось найти ведущего с приятной внешностью, хорошо поставленной речью, умеющего грамотно излагать мысли как на родном, так и на русском языке, и, самое главное, сведущего в вопросах кино. Аяз Салаев как никто другой подходил для этой роли, и 5 мая 1983 года он становится ведущим программы «Ретро».

Первым фильмом, показанным в дебютном выпуске, был знаменитый мюзикл 1941 года «Серенада солнечной долины». Перед показом, Салаев в свойственной ему неторопливой манере коснулся темы зарождения картины, ее сюжета, рассказал о трагическом исчезновении оркестра Гленна Миллера над Ла-Маншем, о режиссере фильма Брюсе Хамберстоуне и об исполнителях главных ролей, одной из которых была норвежская фигуристка Соня Хени (первая и единственная на сегодняшний день трехкратная олимпийская чемпионка в женском одиночном катании). Кроме того, зритель узнал, что «Серенада солнечной долины», став впоследствии одним из мировых шедевров в жанре мюзикла, также способствовала популярности горнолыжного спорта и фигурного катания во всем мире.

Вот какими интересными фактами открылся первый выпуск «Ретро».

Неудивительно, что через некоторое время молодого киноведа стали узнавать на улице. Все чаще он слышал за спиной перешептывания: «Узнаешь его?». Позже он начинает получать от телезрителей письма с благодарностью.

Параллельно с «Ретро», Аяз проявляет себя и в творчестве, выступая в качестве автора сценария нескольких документальных и телевизионных фильмов.

«Всему есть свое время. Безусловно, «Ретро» сделало меня знаменитым на весь Азербайджан. Однако я осознавал, что должен расти дальше. Ведь целью моей жизни было снимать собственное кино. Поэтому, через три года я вновь уехал в Москву и продолжил обучение в аспирантуре ВГИКа».             

Помимо учебы, Аяз также читал во ВГИКе лекции по предмету «Современное кино». Вернувшись на родину в 1988 году, он претворяет в жизнь мечту своего детства, сняв документальный фильм «Ata» («Отец»). Дебютная работа в качестве режиссера (Cалаев также является и автором сценария) повествует о жизни и деятельности азербайджанского мецената гаджи Зейналабдина Тагиева.

«По-настоящему режиссерской хватки у меня тогда не было, поэтому фильм получился слабеньким. Киноведение и режиссура — совершенно разные вещи. Я понял это уже в первый день съемок, когда вначале крикнул «начали», а после — «мотор». Оказывается, надо делать наоборот».

Несмотря на это, Салаеву удалось снискать режиссерскую славу, после того как в 1995 году он снял художественную ленту «Yarasa» («Летучая мышь»). Картина приняла участие на международных кинофестивалях в Германии, Франции, Испании, Греции, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Турции, США, Канаде, Египте, России и многих других странах. Кроме того, филь «Yarasa» получил Гран-при на Международном кинофестивале, проходившем в городе Анжер (Франция), а также был удостоен ряда других призов. В прошлом году по результатам онлайн-голосования, в котором приняли участие кинокритики из 40 стран, «Yarasa» был признан лучшим азербайджанским фильмом, снятым за последние 25 лет.

18 декабря 2000 года за заслуги в области развития отечественного кино, герой повествования был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств Азербайджана.

Аяз Салаев по-прежнему продолжает свою деятельность на киностудии. Кроме этого, он работает старшим научным сотрудником Института архитектуры и искусства Национальной Академии Наук Азербайджана, а также преподает историю кино в вузах. И продолжает работать на развитие национального кинематографа, лелея мечту о его бурном расцвете.

Хотя нет, это не мечта, это уверенность. И говорит сам Аяз Салаев об этом так:

«Я уверен, что настанет время, когда о нашем кино заговорят, как об одном из лучших»…

Маммед Маммедов 

http://news.day.az/culture/727333.html

Leave a Reply