|

Важная страница в ирано-израильских отношениях

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Еще одной важной страницей ирано-израильских связей в десятилетия, предшествовавшие приходу к власти в Иране исламистов, явились контакты в сфере науки и высшего образования. Их начало связано с именем профессора Саида Нафиси. В конце 1957 г. в Израиль приехал этот обладавший мировой известностью иранский учёный и писатель. До этого он провел несколько месяцев в Западной Европе, участвовал там в работе Международного конгресса востоковедов, прошедшего осенью того года в Мюнхене. В Европе его приветствовали как крупнейшего специалиста по истории персоязычной литературы, выдающегося писателя и историка. В Израиле Нафиси приготовили горячую встречу. 

Его принимали во всемирно известном уже в то время научном центре — Институте Вейцмана, Еврейском университете в Иерусалиме, Хайфском политехническом университете Технион. Нафиси повезли в только что отстроенное здание больницы «Бейлинсон» недалеко от Тель-Авива, показали гостю несколько кибуцов, в том числе тех, которые были основаны выходцами из Ирана. Он много раз встречался со своими бывшими еврейскими соотечественниками, радовался, что они не забыли его родной фарси. Позже Нафиси писал в своих путевых записках: «Прибыв в Израиль после четырехмесячного пребывания в Европе, я естественным образом сравнивал виденное там со своими впечатлениями от молодой страны. Я с радостью убеждался, что уровень развития в Израиле ничем не отличается от европейского»51. С.Нафиси писал в своих воспоминаниях, что в этой крохотной и молодой стране с населением всего в два миллиона человек (таким было население Израиля в конце 1950-х гг. – В.М.), он с удивлением и волнением заметил удивительно тесное сотрудничество между евреями, приехавшими в страну из таких разных стран как Йемен и Марокко с одной стороны, и США и Германия – с другой. Пребывание Нафиси в Израиле имело своим следствием развертывание сотрудничества в академической сфере. Вслед за ним в Израиль приехал декан факультета точных наук Тегеранского университета Абдолхоссейн Хаштруди.

По возвращении он представил программу возможного сотрудничества между академическими кругами двух стран. С течением времени был налажен обмен студентами, десятки иранских студентов приезжали на учебу в израильские университеты, израильские проходили специализацию в иранских вузах. Большинство иранских студентов, обучавшихся в Израиле, составляли евреи. Значительная часть их получала образование в Еврейском университете в Иерусалиме и Технионе. Если в 1961-62 учебном году в Израиле обучалось 20 иранских студентов, то в 1962-63 их число удвоилось , а к декабрю 1967 г. достигло 200 человек52 . Студенты-мусульмане составляли среди них заметное меньшинство, хотя иногда представляли иранскую элиту. Одним из них был Масъуд-Алихани, брат тогдашнего министра сельского хозяйства Ирана, который учился на сельскохозяйственном факультете Еврейского университета, находящемся в г.Реховоте. Он был первым из иранских студентов, кто удостоился государственной стипендии, которую ему выделил МИД Израиля. Удивительным было то, что проучившись в Израиле несколько лет, он женился на еврейке – уроженке Южной Африки. Достойно упоминания и то, что в начале 1960-х гг. в Израиле учился будущий первый президент Исламской республики Иран Абольхасан Банисадр53. Банисадр прибыл в Израиль на краткосрочную учебу в составе одной из групп из Тегеранского университета.

В течение трех месяцев он изучал социологию в Еврейском университете в Иерусалиме. Кроме учебы, пытался наладить контакты с израильскими левыми. Это ему удалось: он сблизился с израильскими арабами, близкими ему по своим идеологическим взглядам. Израиль произвел на него хорошее впечатление, и, вернувшись в Иран, он на какое-то время стал горячим пропагандистом этой страны. Вскоре, однако, левые взгляды втянули его в ряды исламской оппозиции, приведя в конечном счете в когорту высших руководителей исламского Ирана. Израиль производил благоприятное и незабываемое впечатление на многих иранцев, побывавших там в 1960-1970 –е гг. по линии академического и научного сотрудничества. Посетивший Израиль в июле 1967 г. декан медицинского факультета Тегеранского университета д-р Феридун Саджади написал в письме, направленном в израильское посольство в Тегеране: «Как медик, я имел много встреч с коллегами, знакомился с постановкой медицинского образования. В Израиле меня приятно удивило многое, но больше всего – самоотверженность и преданность своему делу, предельный профессионализм. У меня создалось впечатление, что вся эта страна – воплощение неимоверных усилий и колоссального труда. Всюду заметны надежды на лучшее будущее, которое создается уже сегодня. Это – как раз то, что нужно моей стране» 54. Постепенно академические связи втягивали в свою орбиту и израильских ученых. Уже в 1958 г. в Иран выехал с научной командировкой известный израильский востоковед, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Шломо-Дов Гойтин, занимавшийся как иудаизмом, так и исламом. С течением времени эта сфера академического сотрудничества стала одной из ведущих в сотрудничестве ученых двух стран. В Иране стали издавать работы израильских востоковедов. Накануне исламской революции там вышел в свет в переводе на фарси известный на Западе труд репатриировавшегося в 1971 г. в Израиль из Москвы ираниста-литературоведа Михаила Занда «Шесть веков славы». Эта книга впервые была выпущена московским издательством «Наука» в 1964 г., а через три года вышла в переводе на английский язык и быстро стала библиографической редкостью. Персидский перевод книги позволил существенно увеличить круг читателей, тем более, что в Советском Союзе, после отъезда М.Занда в Израиль, его книга была изъята из библиотек и стала недоступной для всех, кто интересовался историей персидской литературы.

В рамках израильско-иранского научного сотрудничества в Иран неоднократно выезжали с научными командировками такие известные израильские востоковеды-иранисты как Амнон Нецер, Давид Менашри, которые приобрели со временем значительный международный научный авторитет своими исследованиями в различных аспектах иранистики. Именно в тот период в ведущие библиотеки Израиля поступала масса литературы из Ирана, что позволило создать бесценные фонды по иранистике, в первую очередь – по ирано-иудаике. Кстати, в Иране в те годы предпринимались попытки наладить преподавание иудаики в системе высшего образования. Так, один из самых молодых университетов страны – Исфаханский, задумал в середине 1960-х гг. открыть кафедру иврита и еврейской культуры. Инициатором начинания был ректор университета д-р Касем Моатамади. Он даже послал своих сотрудников в Израиль для того, чтобы найти там преподавателей и разработать учебные программы. Подготовленный проект и бюджет поступили на рассмотрение сената Исфаханского университета, однако из-за финансовых трудностей кафедра так и не была открыта 55. Иранские ученые часто приезжали в Израиль для участия в различных научных форумах.

Большой резонанс в Израиле получило участие в Третьем международном конгрессе по иудаике в 1961 г. известного иранского историка проф.Ибрагима Пур-Давуда, представившего доклад об отношениях между евреями и иранцами в доисламский период и удостоившегося в этой связи личной аудиенции у премьер-министра страны. Большой авторитет у иранских специалистов снискал проф. Яаков Бен-Тор, заведующий отделением геологии Еврейского университета в Иерусалиме. Находясь с научной командировкой в Иране в июне 1967 г., он выступил с большим докладом на съезде иранских геологов, где представил детальную схему районирования страны по запасам минералов, высоко оцененную иранскими коллегами. Одной из сфер сотрудничества были разработки в сфере ядерной энергетики. Сегодня трудно поверить в то, что Израиль, столь обеспокоенный сегодня развитием иранской ядерной программы, имел прямое отношение к ее разработке на ранних стадиях. В Израиле даже создан документальный фильм (режиссер Йоси Ашадот), рассказывающий о том, как Израиль когда-то предлагал Ирану помощь в ядерных разработках и строительстве ядерных реакторов для первенца его атомной энергетики. В фильме рассказывается о том, что когда нынешний президент Израиля Шимон Перес был заместителем министра обороны, он встречался в Тегеране с иранским шахом и предлагал израильское содействие в строительстве атомного реактора в Бушере.

Идея сотрудничать в этой сфере с Израилем возникла у иранцев в 1968 г., после участия в международной научной конференции, которая проходила в Тель-Авиве. В дальнейшем, во второй половине 1970-х гг., Израиль стал одной из стран, стоявших у колыбели создания в Иране атомной энергетики и применения ядерных технологий в различных сферах иранской национальной экономики. Специалисты из израильских атомных центров в Димоне и Сореке в соответствии с двусторонним соглашением работали на строительных площадках, успев до начала исламской революции 1979 г. заложить фундамент атомного реактора в южноиранском городе Бушире и создать проект технико-экономического обоснования создания исследовательского реактора в Исфахане.

Источники:
1. Амнон Нецер. История евреев в новое время. С. 265.
2. Цит по: Sobhani S. The pragmatic entente: Israel-Iranian relations, 1948-1988. // PhD dissertation: Georgetown. Washington, 1989. P. 24.
3. Ibid.
4. Uri Bialer. The Iranian connection in Israel’s foreign policy – 1948-1951. P. 295.
5. «Глобус»(Израиль), № 697, 20-26 февраля 2006 г. С. 24.
6. Uri Bialer. The Iranian connection in Israel’s foreign policy – 1948-1951. P. 295.
7. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=500
8. Штереншис М. История Государства Израиль. 1896-2002. Израиль, Герцлия: «Исрадон», 2003. С.204.
9. Uri Bialer. The Iranian connection in Israel’s foreign policy – 1948-1951. P. 315.
10. М.Штереншис. История Государства Израиль. 1896-2002. С.203.
11. Амнон Нецер. История евреев в новое время. С. 268. — Однако и в тот период происходила репатриация иранских евреев в Израиль. Для того, чтобы показать пример, ряд активистов еврейской общины Ирана послали в Израиль своих детей школьного и юношеского возраста, а затем репатриировались сами — http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=500.
12. Uri Bialer. The Iranian connection in Israel’s foreign policy – 1948-1951. P.295.
13.Давид Менашри. Евреи в Иране в период династии Пехлеви и Исламской республики. С. 5. — Некоторые авторы приводят цифру в 30 тыс. человек – Меир Эзри. Кто из вас из всего народа Его. Израиль, Ор Иехуда: «Сэфрият Ма’арив», 2001. C.51 (на ивр.).
14. Sobhani S. The pragmatic entente: Israel-Iranian relations, 1948-1988. Р.34.
15. E.E.Shaoul.Cultural Values and Foreign Policy Decision Making in Iran: The Case of Iran’s Recognition of Israel.// (PhD dissertation: George Washington University. P.170.
16. Ibid. Р. 133.
17. «The Financial Times», 3 June 1969.
18. Mansour Farhang. The Iran-Israel connection. // «Arab Studies Quarterly», vol.11, no 1, winter 1989. P. 86-87.
19. Sobhani S. The pragmatic entente: Israel-Iranian relations, 1948-1988. Р. 80.
20. Ibid. Р. 82-83.
21. Mohammad Reza Shah Pahlavi. Mission for My Country. London:Hutchinson Press, 1961. P.125.
22. Documents of the United States Embassy in Tehran. Tehran, 1979. Volume 13. P.5
23. Меир Эзри. Кто из вас из всего народа Его. С. 54-55.
24 Там же. С.55.
25. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=498
26. «Ма’арив», 9 февраля 2007 г.
27. Бабак В. Центральная Азия – Израиль: потенциал и пределы сотрудничества. // «Центральная Азия», 1997, № 5(11). С.31-32.
28. Вrecher M. Foreign Policy System in Israel. New Haven: Yale University Press, 1972. Р.278.
29. Documents from the United States Embassy in Tehran.Tehran, 1979. Vol.11. P.24.
30. Цит. по: Sohrab Sobhani. The course of Iranian-Israeli relations. // «Middle East Insight», vol.XIV, no 6, November-December 1999. P.39.
31. Факты биографии М.Эзри приводятся по: Меир Эзри. Кто из вас из всего народа Его. С.35-57.
32. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=498
33. Алиев А. Иран vs Ирак. История и современность. С.554.
34. Меир Эзри. Кто из вас из всего народа Его. С. 107.
35. Алиев А. Иран vs Ирак. История и современность. С.522.
36. Иранская революция 1978 – 1979. Причины и уроки. М.: «Наука», 1989. С.416.
37. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=504
38. http://actv.haifa.ac.il/programs/List.aspx?li=10&lang=en-US
39. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=498.
40. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=530 .
41. О перипетиях строительства нефтепровода в увязке с политической ситуацией вокруг ирано-израильского сотрудничества см: Uri Bialer. Fuel Bridge across the Middle East—Israel, Iran, and the Eilat-Ashkelon Oil Pipeline.//»Israel Studies», vol.12, No 3, Fall 2007. P.29-53.
42. Sobhani Sohrab. The course of Iranian-Israeli relations.//»Middle East Insight», vol.XIV, no 6, November-December 1999. P.40.
43. Арабаджян А.З. Изменения в общественной структуре нефтяной промышленности Ирана ( 1949-1973). // Иран. История и современность. М.: «Наука», 1983. С.147.
44. oilcapital.ru 2003г.http://www.oilcapital.ru/anews/2003/01/171616_18665.shtml.
45. http://www.easttime.ru/news/2/7/61.html 8.12.2006.
46. Дов Конторер. Только симптом. // Веерное отключение. http://www.isramir.com/content/view/4120/169/1/2/
47. Б.А.Школьников. Иран в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ в. С.10.
48. Sobhani S. The pragmatic entente: Israel-Iranian relations, 1948-1988. Р..102. 4
9. Б.А.Школьников. Иран в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ в. С.8.
50. Более подробно об этом см. — Sobhani S. The pragmatic entente: Israel-Iranian relations, 1948-1988. Р. 104-105.
51. Меир Эзри. Кто из вас из всего народа Его. С. 224. 52. Там же. С. 270-271.
53. А.Банисадр родился в 1933 г. Еще будучи студентом, принимал участие в антишахском молодежном движении. В середине 1960-х гг. эмигрировал во Францию, где сблизился с иранской исламской оппозицией и стал одним из советников аятоллы Хомейни, когда тот с октября 1978 г, после выдворения из Ирака по просьбе иранского шаха, проживал в парижском пригороде Нофль-ле-Шато. Банисадр входил в своеобразный «мозговой трест», который успешно пропагандировал идеи будущего лидера исламской революции. Вместе с ним вернулся в Иран 1 февраля 1979 г. Занимал министерские посты в первых правительствах исламского Ирана. В январе 1980 г. победил на первых в исламском Иране президентских выборах и, набрав более 70% голосов, став первым и единственным светским президентом Исламской республики Иран. Вскоре между ним и Хомейни, занимавшим пост религиозного лидера страны, выявились острые разногласия, которые привели к тому, что 21 июня 1981 г. иранский парламент вынес Банисадру импичмент. Под угрозой физической расправы Банисадру пришлось тайком бежать из Ирана. Ныне живет в эмиграции в Париже, являясь одним из последовательных оппонентов исламского режима в Иране. 54. Меир Эзри. Кто из вас из всего народа Его. С.230. 55. Там же. С. 226. 56. Там же. С. 288. 57. Хатина Меир. Египетско-израильский мирный договор: процесс и результаты. Иерусалим.: Moadon Teena, 2001. С.3. 58. Штереншис М. История Государства Израиль. 1896-2002. С.507. 59. Там же. С. 535. 60. Documents of the United States Embassy in Tehran. Tehran, 1979, vol.19. P.1-3. 61. Цит. по: Sobhani S. The pragmatic entente: Israel-Iranian relations, 1948-1988. Р.179-180.
62. Более подробно об этом см. :Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем ( пути и формы революционного процесса. М.:»Наука», 1981. С. 190- 213.
63. К 1972 г. поступления от нефти в Иране увеличились в 40-45 раз по сравнению с 1950 г. – Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. С. 163.
64. Mansour Farhang. The Iran-Israel connection. // «Arab Studies Quarterly», vol.11, no 1, winter 1989. P. 87.
65. http://www.jewish.ru/culture/events/2007/02/prn_news994245675.php.
66. «The Washington Post», 14 January1979 .
67. Иранская революция 1978-1979. Причины и уроки. С. 417.
68. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=504
69. http://actv.haifa.ac.il/programs/Item.aspx?it=504
70. http://actv.haifa.ac.il/programs/List.aspx?li=10&lang=en-US

Владимир Месамед 

ИНСТИТУТ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА ИРАН – ИЗРАИЛЬ: ОТ ПАРТНЁРСТВА К КОНФЛИКТУ МОСКВА 2009

ethnoglobus.az

Leave a Reply